На одной из стен на улице Степана Разина недавно появилась надпись «избирательное искусство». Автор этой работы — самарский художник Арт Абстрактов. Он уже много лет занимается уличным искусством и периодически транслирует свои послания в городском пространстве. Стрит-арт хантеры еще помнят его работы «Синька» и «Плющ», посвященные саморазрушительному образу жизни. Sgpress.ru поговорила с автором и узнала, зачем на стенах пишут слова.
— Арт, как ты пришёл к текстовому формату?
— Через призму экспериментов над своими работами и формами. Кстати, сами работы с содержанием текстового послания в искусстве — вещь не новая. Это явление получило название концептуализм. Сами работы художника обращаются не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного. То, что создается в пространстве городской среды, является уже уличным концептуализмом.
Первоначально я занимался граффити, а это, если рассматривать чисто визуально – тоже текст в виде имен. Только он не подразумевает взаимодействия и интерактива с обывателями. Шрифт направлен только лишь для коллег по цеху. Потом я перешел на создание иллюстративных персонажей и абстракции. Текстовый формат воспринимается людьми проще всего остального. Например, когда прохожие видят граффити-шрифты, они думают, что там абракадабра, а в абстракции вообще ничего непонятно. Читабельные буквы на родном языке доносят мысль практически в лоб и без искажений. Правда, тут для каждого человека мысль может трактоваться по-разному.
— Расскажи про свои первые работы с текстом?
— Во время экспериментов и упорной работы над абстрактным направлением я понимал, что результаты могут быть большинству людей неблизки. Само абстрактное явление можно воспринимать лишь на теоретическом уровне либо на эмоциональном. Но оно не для всех. Я подумывал над тем, чтобы включить текстовое содержание в абстракцию для усиления эффекта. Мои первые работы начинались с создания «Синьки» и «Плюща» на Некрасовской улице в Самаре. «Синька» была о проблемах чрезмерного употребления алкоголя и его последствиях. А вторая работа на том же самом месте говорила о проблемах наркомании. Сам эффект в ней визуально мог опьянить людей и без какого либо допинга. Это было в 2014 и в 2016 годах.
— Свежая работа «избирательное искусство» — о чем она?
— Это выражение имеет несколько трактовок. Для большинства уличных художников важно само место, где работа располагается. В приоритете просматриваемое пространство стен. Поэтому искусство выбирает, где ему появиться. Но главный посыл заключается в том, что тенденции совриска и институции могут быть избирательными по отношению к художникам. Есть те, кто принимает решение о том, кто из авторов интересен для выставочной экспозиции и проектов, с именем он или без. И еще одна мысль — это эгоизм художника. Дальше можете развивать свои предположения по этому поводу, не привязываясь к моим рассуждениям.
— У тебя есть подобные работы за рубежом?
— В других странах такого делать еще не доводилось, но желание было. Только начал увереннее себя чувствовать, создавая подобные работы в российских городах на родном языке. В 2019 году я начал экспериментировать в Екатеринбурге, куда меня пригласили на фестиваль партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Сам город, энергетика фестиваля, знакомство с новыми людьми мотивировали меня так мощно, что я сделал четыре работы с текстом. Некоторые из них стали сразу популярными, мелькали на федеральных каналах и сайтах, например, «Всероссийский Центр Поддержания Упадка» и «СКВЕР НО».
— Кто, на твой взгляд, среди отечественных и мировых авторов умеет хорошо работать с текстом?
— Наша страна славится огромным количеством современных художников концептуалистов, таких как Юрий Альберт и Эрик Булатов. Есть примеры среди художников уличной волны: Тимофей Радя, Илья Мозги, команда Фрукты-Врукты, Владимир Абих, Слава PTRK, Андрей Тоже, Максим Има, Кирилл Кто. Из мировой сцены можно выделить Жана-Мишель Баския, который занимался еще этим с 1977 года в Нью-Йорке. Он давно умер, но остался в памяти многих.
Из современных уличных художников мне нравится Mobstr из Англии. Я случайно его заметил, когда нашел его интервенцию на каком-то зарубежном сайте. Mobstr в течение года экспериментировал с текстом на одной и той же трансформаторной будке, чтобы посмотреть на реакцию местных властей. Он обратил внимание, что часть стены окрашена красным. Это была область замазанного граффити. Художник написал слово «RED» черным цветом на красном фоне. Когда его слово замазали, он написал еще одно — чуть выше предыдущего. Эта игра продолжалась и дальше между ним и коммунальщиками. Видео про эту работу можно найти на YouTube.
— Что скажешь насчёт Покраса Лампаса?
— Думаю, в наше время не найдется человека, который не слышал бы имя этого уличного художника-каллиграфа. Он так же, как и большинство ребят, начинал с классического граффити, но решил сменить амплуа. После он популяризировал культуру из другой страны и интегрировал ее в наши реалии, можно сказать, стал первопроходцем. Тогда все задались вопросом: «А что, так можно было?» В его искусстве тоже завуалированы различные текстовые послания, но они сложно читаются. Мне лично напоминают различные орнаменты и вдохновения не приносят. Ему и так чересчур много внимания уделяют, это отбивает желание им интересоваться. Каждому свое.
— Почему текст хорошо заходит массовому зрителю?
— Секрет в доступности и простоте. При этом не нужно обладать какими-то художественными навыками или образованием. Городские жители находятся в среде, где всегда присутствует текст. Выходя из дома, они наблюдают надписи в подъездах и лифтах, затем на заборах, на сидениях в транспорте. Все вокруг кишит баннерами с огромными шрифтами и надписью «Аренда». Поэтому к визуальному шуму горожанин быстро привыкает. И лишь выбирает, что ему интереснее читать.
— Что насчёт будущих работ? Есть темы, которые сейчас волнуют тебя?
— Тут у меня нет одного или определенного вектора. Мне всегда интересна «социалочка». Планирую включать в работы саркастические и юмористические нотки, которые скрасят нашу повседневную серость. Фото: Арт Абстрактов, Григорий Ляпин, Алексей Батькович.