Конечно, отбирал пятёрку лучших по своему вкусу, но, с другой стороны - почти все они имеют высокие оценки и среди других кинолюбителей, стоит только зайти на сайты самых популярных порталов о кино и посмотреть тамошние рейтинги. Так что, в данном случае - субъективность, близкая к объективности.
Дирижёр (режиссёр: Павел Лунгин)
Кроме того, что фильм очень сильный, он ещё и уникален. Во-первых, в основе его создания лежал не сценарий, а музыка – замечательная оратория митрополита Илариона, одного из высших иерархов Русской Православной Церкви, своеобразного уникума по образованию, разностороннему развитию и талантам. Во-вторых, эта музыка играет в картине самодовлеющую, в определённом смысле главную роль. «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра, сами по себе триумфально исполненные по всему миру, наполнены баховской формой, мощью и глубиной и одновременно православным каноническим духом. Звуча фоном на протяжении всего фильма, музыка как бы разрывает границы между евангельскими и человеческими страстями, показывает насколько то, что происходило на Святой земле две тысячи лет назад близко обычной современной человеческой жизни и насколько вероятно преображение человека именно там.
Преображение, озарение человека – основа второй составляющей ленты – сюжета. А уж сам Иерусалим, город реальных мистерий, по которому часто гуляет камера оператора – третий столп картины, он во многом образует атмосферу и помогает раскрывать коренную подоплёку фильма. Всё это показано без всякого пафоса и надрыва – простые человеческие истории дирижёра и солистов, могущие случиться или уже случившиеся в неком подобие с каждым из нас. Тем ценнее подобное доказательство евангельских истин и возможности прозрения и очищения человека.
Хвалить актёров в хорошем кино - как бы общее место, но всё же не могу не отметить исполнителей главных ролей, особенно Владаса Багдонаса, сыгравшего, имхо, просто гениально.
Искупление (режиссёр: Александр Прошкин)
Фильм Александра Анатольевича Прошкина, нашего киномэтра, создан в лучших традициях советского кино, а в некотором смысле даже - ещё лучше. Он снят и сыгран как будто на предельно натянутых струнах, неутихающе звучит на высочайшей душераздирающей ноте. И такие фильмы были даже в массовом отечественном кино серебряного века этого вида искусства - 60-70-ые годы, но не было и не могло быть сказано тогда всей правды о том времени, не говорилось и не могло быть даже намёка на Правду свыше. И преимущество нынешнего положения нашего кинематографа именно в этом - нет идеологических ограничений того времени. При том художественном уровне, который есть в "Искуплении".
Картина многократно усиливает своё воздействие благодаря глубочайшей музыке одного из лучших (а на мой взгляд, точнее слух - лучшего) кинокомпозитора мира Эдуарда Артемьева.
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (режиссёр: Андрей Кончаловский)
Один из последних фильмов классика нашего кино Андрея Кончаловского, большого мастера и философа, который часто размышляет о русском человека, о месте русской нации в мире. Эта лента - как бы художественное воплощение мыслей художника о наших простых людях, о простом народе. Да и начинал он свою карьеру режиссёра с той же темы.
Что можно уяснить по этому фильму? Наверное, по самому большому счёту, исконно русского человека интересует только жизнь вечная. Перманентная житейская суета человека европейского русскому внутренне глубоко чужда. И в этой жизни - лишь боль и тоска по жизни вечной. А где он может получить полнокровное ощущение вечной жизни, как не в той природе, которая прекрасно показана в этом фильме? Так что новая лента Кончаловского - о двух главных героях - очень простом, на вид даже примитивном русском человеке и очень непростой, метафизической, космической природе русского севера.
Поэтому, пожалуй, самый впечатляющий кадр фильма - картина заповедника национального быта без признаков современной цивилизации и невероятно красивой первозданной природы Кенозера на фоне взлетающей космической ракеты с расположенного где-то недалеко космодрома Плесецк - на самом деле не контрастна - это место на Земле, как и многие другие в нашей безграничной стране - открытый и бесконечный во времени и пространстве космос бытия русского человека.
Дурак (режиссёр: Юрий Быков)
В этой картине - обличительный взгляд на власть и нашу жизнь, но, в отличие прямолинейного обличения прославленного "Левиафана" Андрея Звягинцева с одномерными до карикатурности персонажами и искусственно накрученным на одну катушку беспросветным сюжетом, это обличение гораздо более правдоподобное, с очень неоднозначными образами представителей власти со своей циничной, но всё же по-своему оправдательной философией и с вполне жизненным повествованием.
Но главное здесь - исповедование и раскаяние, здесь есть вера в человека и его божественные качества, хотя и еле дышащие, почти умершие, как Иисус в Страстную пятницу, но и - способные воскреснуть, как и Он. Здесь есть искренняя боль за страну и народ. И это - сугубо русский фильм с жёстким нравственным запалом.
И здесь можно найти гораздо более тонкие и глубокие аллегории, чем у его собратьев по жанру. Здесь скрытое Евангелие во всей его мощи, хотя в противовес тому же фильму Звягинцева, о религии в "Дураке" - ни слова. Зато Вечная История ощущается в самой сердцевине картины.
Территория (режиссёр: Александр Мельник)
И эта картина создана в лучших традициях старого отечественного кино. О шестидесятых, но по духу и стилю как будто в шестидесятых и снятого. Конечно, со всеми техническими кино-достижениями современности.
Разумно, добро, вечно. Точнее, умно о вечной борьбе добра и зла внутри и вовне человека. Добра и зла в ценностной категории. В категории смысла жизни. И о раскрывающейся перед глазами вечности. По сюжету - о поисках геологов-золотоискателей, но по сути - о раскопках в душах человеческих и нравственном поиске. Безмерно романтично и умеренно пафосно.
О бескорыстной сущности человека. Человека в лучшем его виде. О самоотверженности и духовной несгибаемости. О самоотвержении себя во имя честного труда на благо страны как цели жизни. О его драматической внутренней сложности. О безудержном и постоянном сиюминутном беспокойстве в поисках вечного покоя. Прежде всего, с помощью вечнопокойной русской природы. Даже такой крайне суровой, как виртуозно показанной в фильме природы Крайнего Севера.
И эта "территория" - символ истинной жизни, в которую призывают вступить авторы этой без преувеличения самоотверженной по условиям и времени съёмок картины.
Смотрите отечественное кино! Читайте о нём на моём канале.