Найти тему

«Импрессионизм и испанское искусство» в музее русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма имеет все шансы развеять начавшуюся было традиционную осеннюю хандру. По крайней мере, не по сезону теплая погода уже бьёт все климатические рекорды. Как знать, возможно этому способствует новая экспозиция музея. Нашему вниманию представлена «первая в России масштабная выставка испанского искусства XIX–XX веков «Импрессионизм и испанское искусство».

Работы 18 испанских художников из 14 ведущих музеев Испании, частных коллекций и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Испанское искусство рубежа XIX–XX веков в таком объеме впервые в России.

-2

В большой иллюстрированной энциклопедии «Искусство» под редакцией Эндрю Грем - Диксона, содержащей подробное описание всех художественных течений от эпохи возрождения до современного граффити есть такая характеристика импрессионизма: «импрессионизм зародился и достиг полного расцвета во Франции, но его влияние ощущалось в искусстве всех западных стран… В Германии и Испании влияние было менее заметно, хотя многие художники стали использовать более светлую палитру и проявлять интерес к световоздушной среды». Всё закономерно, гражданские войны и начавшийся кризис никак не способствовали развитию культуры в стремительно нищавшей стране, потерявшей многочисленные колонии.

-3

Куратор проекта - Франсеск Фонбона - историк искусства, специалист по каталонскому модернизму, условно разделяет художников, представленных на выставке, на три части:

Одна группа – «предтечи импрессионизма».

Вторая – чьё творчество сформировалось под влиянием импрессионистов.

И третья группа - мастера, имевшие личные связи с французскими импрессионистами.

-4

Такое разделение созвучно с ещё одной характеристикой импрессионизма, данной в энциклопедии «Искусство. Всемирная история.» под редакцией Стивена Фарсинга. Автор определяет импрессионизм не как «художественную школу в узком смысле слова с общим манифестом и единым стилем, а группу друзей - единомышленников, которые обмениваются мнениями и идеями и вырабатывают свои новаторские техники».

И действительно, смешанные ощущения от выставки - слишком разные художники представлены.

-5

Но символично: "Черная Испания" переходит в "Белую Испанию" выбирая более яркую, солнечную палитру импрессионизма даже на картине «Процессия капуцинов в Фуентеррабии», (Дарио де Регойос 1902)