Довольно часто в исторических описаниях старинных сёл на юге Воронежской области встречается что-то вроде "первыми поселенцами хутора такого-то были казаки-черкассы" или же "первоначально эти земли были заселены переселенцами из Малороссии". Понимая, что речь идет об украинцах, я никогда особо не интересовался когда и почему они сюда пришли, и как им тут жилось. Но однажды мне вдруг захотелось немного глубже разобраться в этом вопросе.
В Ступино ведут только грунтовые дороги, а из коммунальных благ здесь только электричество, которое очень странно видеть подключённым вот к таким домам.
Точной даты основания хутора найти не удалось, поэтому будем ориентироваться на ближайшие к нему сёла. И в первую очередь это Покровка. В середине ХVIII века 800 казаков переселилась в эти места из слободы Лосево. Сейчас это место известно каждому, кто ездил по федеральной трассе М4 на юг и постоял там в перманентной пробке. Основателями же самого Лосево были днепровские казаки. Так же недалеко расположено еще одно село с прямо таки говорящим названием - Черкасское.
Кто же такие эти черкасы и малороссы? Обратимся к словарю Брокзгауза и Ефрона.
Малороссы — одна из трех русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 ⅓ раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей и других южно-русских племен; но большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению тюркскими кочевниками, а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась малорусская народность, выступающая уже с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам.
В настоящее же время в русском языке понятие малоросс часто рассматривается просто как устаревшее определение украинца. Термин "черкасы" же, не смотря на то, что изначально это один из народов Золотой Орды, ранее употреблялся в качестве экзонима (грубо говоря, официальной клички) малороссийских казаков вплоть до конца XVIII века. Таким образом, в рамках данного поста малороссы и черкасы суть одни и те же люди.
Когда же и почему они начали переселяться на Средний Дон? И тут я процитирую очень наглядный отрывок из книги "История Харьковскаго Слободскаго козачьего полка" (Е. Альбовский, 1895 г.).
Первое известное массовое переселение относится к 1638 году, когда гетман Яков Остряница с сотниками и с 865 козаками явился на место Чугуева городища, где они и построили город с крепостью. Они из Литовския стороны в наше Московское государство пришли для того, что польские и литовские люди их веру нарушили и церкви разоряют и их побивают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разорили и пограбили.
Переселения эти, начавшияся с 1651 года, продолжались беспрерывно до 1654 года. Украйна почти опустела, представляя из себя одне только развалины. Из больших городов, сел и деревень шли обозы с возами, нагруженными переселенцами с их семьями и пожитками; на веки оставляя родину своих предков, они нередко сжигали свои жилища.
Прошу пардона за столь длинную и витиеватую цитату, но точнее и не расскажешь, ведь правда?
Ну а мы плавно переходим к бытовому аспекту в малороссийских селах и хуторах. Есть в сети информация, что жители Ступино занимались сбором раковин на Дону для изготовления пуговиц, но, вообще, первым делом это были, конечно, хлебопашцы.
Дома малороссы строили деревянные, но обязательно обмазывали глиной и белили. Внутри делали роспись по стенам и регулярно украшали жилище цветами.
Малорусская хата состояла из теплой жилой одной-двух комнат, "синЕй" и "коморы", служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества.
Изначально у малороссов пичь делалась по-старинному — из глины, смешанной с мелкими камнями, а позже — из кирпичей. Основу питания составляли хлебные, мучные и крупяные кушанья. Особенно любили черкасы блюда из теста: галушки, вареники, лапшу. Хлеб пекли ржаной и пшеничный из кислого заквашенного теста. В каждом доме готовили украинский борщ из свёклы и капусты, заправленный салом.
Вместо стола часто ставилась "скрыня", то есть сундук. Уже позже, на внутренней стороне крышки сундука грамотные хозяйки делали свои пометки: когда свели корову, когда забеременела сама. Сундук, естественно, запирали на замок.
Некоторые хаты и сараи на хуторе уже обрушились. И тем поразительнее сохранность меловых погребов.
ВАЖНО: О том, как строили такие погреба читайте в моем фоторепортаже "Как мне баба Наташа свой меловой погреб 19 века показывала".
В одной хате нашел открытку с поздравлениями для мамы. На "Вы", между прочим. В малорусской семье женщина (особенно мать) обычно играла большую роль. В отличие о великорусских семей, где взрослые сыновья уважали и слушались только батю, у малороссов были в почтении и престарелая старушка-мать и даже свекровь. Замужних женщин называли паниматками и обязательно обращались по отчеству. К слову сказать, браки между русскими и черкасами заключались довольно редко ("хочь вони и гарни, та московки борщю не умеют зварить").
На сегодня всё. Надеюсь, вам было интересно.
Еще про Воронеж и Воронежскую область на моем канале:
- Поехал на Дон и нашел столицу славянского княжества
- Воронеж с высоты птичьего полета
- ТОР 10 самых красивых мест Воронежской области