Найти тему

Связь между знанием технологий, педагогики и предмета

Аббревиатуры:

ЗПС - знания педагогического содержания. Означает понимание не только преподаваемого предмета и основ педагогики, но и осознание какие именно методы для преподавания определённых тем предмета лучше всего подходят определённым ученикам.

https://images.unsplash.com/photo-1525571453712-090270b8354f?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=750&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1525571453712-090270b8354f?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=750&q=80

Что интересно, текущие дискуссии о роли технологических знаний, похоже, разделяют те же проблемы, которые Шульман определил еще в 1980-х годах. Например, до того, как Шульман начал конструктивную работу над ЗПС, знание предмета и понимание педагогики считались отдельными и независимыми друг от друга.

Аналогичным образом, сегодня считается, что знания в области технологии часто рассматриваются отдельно от знаний в области педагогики и знания предмета. Этот подход может быть представлен в виде трех кругов, два из которых (предмет и педагогика) пересекаются, как описано Шульманом, и один круг (технология) изолирован от этих двух.

На рисунке 1 показана схема, лежащая в основе современного дискурса об образовательных технологиях. Иными словами, технология рассматривается как отдельный набор знаний и навыков, которые необходимо усвоить, и связь между этими навыками и проверенной, реальной основой преподавания (содержание предмета и педагогика) отсутствует или считается относительно тривиальной для овладения и осуществления.

Прямым следствием этого является разработка и проведение семинаров или программ подготовки учителей, которые способствуют овладению конкретными техническими и программными средствами, достаточными для пополнения базы знаний учителей в области преподавания с помощью технологий.

Рисунок 1. Три круга представляют педагогику, предметные и технологические знания. Имеется совпадение предмета и педагогики - ЗПС, в то время как технология рассматривается как отдельная и независимая область знаний.
Рисунок 1. Три круга представляют педагогику, предметные и технологические знания. Имеется совпадение предмета и педагогики - ЗПС, в то время как технология рассматривается как отдельная и независимая область знаний.

Однако взаимосвязь между содержанием (фактическим предметом преподавания), педагогикой (процессом и практикой или методами преподавания и обучения) и технологиями (как обычными, такими как школьные доски, так и продвинутыми, такими как цифровые компьютеры) является сложной и многогранной.

Технологии часто сопровождаются собственными задачами, ограничивающими содержание и характер возможного представления информации. Эти меры оказывают косвенный эффект, определяя или иным образом ограничивая учебные движения и другие педагогические решения. Поэтому может оказаться неуместным рассматривать знания в области технологии как изолированные от знаний в области педагогики и содержания.

В отличие от простого представления о технологии (Рисунок 1), предполагаемая структура (Рисунок 2) подчеркивает связи и ограничения между знанием предмета, педагогикой и технологией. В этой модели знания о предмете (П), педагогике (П) и технологии (T) играют центральную роль в развитии качественного преподавания.

Однако, вместо того, чтобы рассматривать их как отдельные массивы знаний, данная модель дополнительно подчеркивает сложное взаимодействие этих трех совокупностей данных.

Рисунок 2. Три круга: предмет, педагогика и технология, пересекающиеся, ведут к появлению еще четырех видов взаимосвязанных знаний.
Рисунок 2. Три круга: предмет, педагогика и технология, пересекающиеся, ведут к появлению еще четырех видов взаимосвязанных знаний.

Данный подход не является совершенно новым. Другие ученые утверждают, что знания о технологиях нельзя рассматривать вне контекста и что хорошее преподавание требует понимания того, как технологии соотносятся с педагогикой и сутью преподаваемого предмета.

Отличительной особенностью подхода является специфика формулирования этих взаимосвязей между содержанием, педагогикой и технологией. В практическом плане это означает, что помимо рассмотрения каждого из этих компонентов в отдельности, нам также необходимо рассматривать их в парах: знания педагогического содержания (ЗПС), знания технического содержания (ЗТС), технологические педагогические знания (ТПЗ) и все три вместе взятые, как понимание технологий, предмета преподавания и педагогики (ПТПП).

Это похоже на решение, предпринятое Шульманом, в котором он рассматривал взаимосвязь между предметом и педагогикой и называл это знанием педагогического содержания. В нашем случае, подобное соображение приводит нас к трем парам пересечений знаний и одной триаде. Одна из пар, ЗПС, была представлена и сформулирована Шульманом, но мы рассмотрим две новые пары и одну новую триаду.

Предыдущая статья:

https://zen.yandex.ru/media/id/5dbe727e6d29c100b2ac1a68/kak-sviazany-pedagogika-i-tehnologii-5dc1577dd7859b00b18fe703