Найти тему
Наука и культура

Разновидности ретуалов.

https://i.pinimg.com/564x/6e/42/e4/6e42e4c4e7d6bbf3b5e104ae4035f207.jpg
https://i.pinimg.com/564x/6e/42/e4/6e42e4c4e7d6bbf3b5e104ae4035f207.jpg

Ритуал относится в первую очередь к категориям действий. Обряды и церемонии - это другие слова, обычно используемые для обозначения конкретных форм ритуалов.

Как и слово "культура", слово "ритуал" в повседневном английском языке используется настолько широко, что трудно определить, что считается ритуалом, а что нет. Когда я попросил американских студентов назвать ритуалы, они часто приводили такие примеры:

- на фейерверк 4 июля.

- устраивать вечеринки у входа на стадион перед футбольными
матчами.

- "Трюк или лечение" на Хэллоуин.

- собравшихся вокруг телевизора на День Благодарения, чтобы
посмотреть
парады и футбол.

- наслаждаясь ужином в честь Дня благодарения, включая индейку
и другие типичные для этого случая блюда.

Подобные примеры включают в себя чрезмерно широкое использование слова ритуал. Для меня вышеприведенные примеры - обычаи, я бы не назвал их традициями. Не то чтобы всегда должны существовать четкие границы между такими концепциями.

Тем не менее, я всегда считал, что ритуалы включают в себя действия, совершаемые очень структурированным образом, часто имеющие религиозное или духовное значение, или, возможно, преследующие социальные или гражданские цели.

При изучении ритуала вскоре выясняется, что между учеными мало общего мнения о том, как точно определить ритуал. Некоторые ученые придерживаются широкого подхода. Они могут не обнаружить никаких проблем с приведенными выше примерами.

Другие ученые скорее согласятся со мной в том, что слишком широкое использование этого термина превращает почти каждый коллективный ритуал в ритуал. Например, некоторые ученые заходят настолько далеко, что рассматривают обычное рукопожатие как форму ритуала. Мне кажется, это слишком далеко.

Ритуально - подобные действия - это действия, которые имеют некоторые характеристики ритуала, такие как формальность, обращение к традициям, дисциплинированная инвариантность, управление и исполнение.

Есть формальность в распорядке дня приветствия и расставания, которая делает их ритуальными, даже если мы не считаем их полноценными ритуалами. То же самое можно сказать и о манерах поведения за столом.

С другой стороны, празднование Дня благодарения в Америке является хорошим примером ритуальной деятельности, напоминающей по своей привлекательности традицию.

День благодарения часто воспринимается как своего рода повторение первого Дня благодарения, истории о происхождении Дня благодарения могут быть больше мифом, чем историческим фактом. Но давайте быстро перейдем к собственно ритуалу.

https://i.pinimg.com/564x/3c/ab/a6/3caba6326a19b5a4f2216cb2b466c041.jpg
https://i.pinimg.com/564x/3c/ab/a6/3caba6326a19b5a4f2216cb2b466c041.jpg

Поскольку ритуальные практики настолько разнообразны, ученые часто применяют жанровый подход к их изучению, группируя их по категориям в соответствии с общими характеристиками.

Некоторые ученые оставили количество категорий очень малым. Например, культуролог-антрополог Виктор Тернер разделил все ритуалы на один из двух основных жанров: кризисные ритуалы жизни и ритуалы недуга. С другой стороны, Рональд Граймс, профессор религиоведения, предложил систему из шестнадцати различных категорий.

Однако более удобной для наших целей может оказаться система, предложенная религиоведом Кэтрин Белл (2009). Ее список ритуальных жанров предлагает компромисс между простотой и полнотой. Белл предполагает, что ритуалы можно разделить на шесть основных жанров:

1) обряды посвящения,

2) календарные и памятные обряды,

3) обряды обмена и причастия,

4) обряды скорби,

5) обряды пиршества, поста и праздников,

6) политические ритуалы.

Обряды посвящения (обряды жизненного цикла) - это церемонии, которые привлекают внимание к важным событиям в общественной жизни людей. К ним относятся обряды, связанные с рождением, переходом от детства к взрослой жизни, браком и смертью.

Обряды посвящения могут также означать посвящение в религиозные общины, например, крещение в христианских общинах. Клубы, братства и тайные общества часто ставят новых посвящённых через ритуальные испытания, прежде чем принять их в новое сообщество.

В одних обществах обряды посвящения могут быть короткими и простыми, а в других - длительными и сложными. В США и многих других промышленно развитых странах обряды посвящения часто менее организованы и менее сложны, за исключением некоторых субкультур или небольших общин.

С другой стороны, в сельскохозяйственных деревнях Китая, говорит Белл (2009: 96), ритуалы рождения часто все еще наблюдаются во всей их традиционной сложности.

Когда молодая женщина выходит замуж, ее заставляют жить с семьей мужа. Ее можно считать чужаком, не имеющим большого значения до тех пор, пока она не родит сына, который сохранит свою фамилию.

Ее свекровь может участвовать в ритуалах, связанных с преподнесением подношений особым божествам матери. Беременность и роды также сопровождаются, казалось бы, бесконечной серией ритуальных церемоний.

Далее следуют обряды обмена и причастия. Они включают в себя пожертвования богу или богам, иногда в надежде получить что-то взамен, например, хороший урожай.

Подношения также могут быть сделаны, чтобы похвалить или угодить, или умиротворить бога или божество. В некоторых культурах жертвоприношение заключалось в жертвоприношении животного (например, древних евреев), а в некоторых культурах даже практиковалось жертвоприношение человека (например, ацтеков).

Ритуалы недуга, с другой стороны, представляют собой действия, направленные на диагностику и устранение невидимых причин несчастья или облегчение физических или психических заболеваний.

Многие досовременные культуры считают, что такие проблемы вызваны такими явлениями, как злые духи, духи мертвых, магия или колдовство. В обрядах скорби часто участвуют не только пострадавшие, но и целые общины, и их целью является очищение или изгнание из родных и близких.

Еще один ритуальный жанр - пиршество, пост и фестивали. Обычно они уделяют меньше внимания присутствию божеств, чем обряды обмена и общения.

Вместо этого, что представляется важным, это публичное проявление культурных и религиозных обязательств и настроений. Хорошим примером ритуального поста является пост мусульманской общины во всем мире в течение месяца Рамадан, девятого месяца исламского лунного календаря.

В Рамадан мусульмане не едят и не пьют ничего с восхода солнца до его захода. (Исключения делаются для пожилых, больных, беременных женщин, а также для путешествующих людей). После Рамадана мусульмане празднуют Ид аль-Фитр, буквально "пиршество покорения поста".

Хорошо известные фестивали включают Карнавал в таких местах, как Новый Орлеан и Бразилия, и фестивали воды, которые проходят во многих странах Восточной и Юго-Восточной Азии (например, в Китае, Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде).