Некоторое время назад, я наткнулся в Интернете на одну интересную статью, которая принадлежит перу Рональда Нокса. В ней автор приводит свод правил, присущих детективному произведению. Возможно, кому-нибудь из вас поможет этот материал, даже если он просто использует в своих произведениях детективные элементы.
Краткая биография
Рональд Арбетнотт Нокс родился 17 февраля 1888 года в семье англиканского священника. Помимо писательской профессии, был активным религиозным деятелем. В 1912 году стал священнослужителем, как и его отец, но уже на тот момент издал первый сборник стихов. В дальнейшем публиковал свои эссе на тему духовности. После Первой мировой войны, в результате духовных поисков себя перешел в католическую веру.
Свой первый детектив «Убийство у виадука» он опубликовал в 1925 году, после чего переехал жить из родного города Кибуорта в Оксфорд, где в скором времени написал еще 5 романов. Главным героем второго и последующих романов был бывший разведчик Майлз Брэдон, образ которого очень напоминал Шерлока Холмса.
Рональд Нокс не был популярен, но тем не менее оставил свой след в литературе в первую очередь как систематизатор и критик. В одном из своих эссе он и выложил заповеди, на его взгляд присущие детективам. И если его романы были встречены с восторгом критиками, то эти правила показывают в нем человека, хорошо разбирающегося в вопросе.
Заповедь 1: Преступником должен быть человек, появившийся еще в начале книги, но за чьими мыслями не может проследить читатель. — действительно, если убийцей окажется тот, кто практически не появлялся на страницах романа, читатель будет разочарован. Гораздо больший эффект достигается тем, что не получилось разгадать преступника, постоянно находящегося на виду.
Заповедь 2: Естественным способом исключается действие потусторонних сил или чего-либо сверхъестественного. — детектив все-таки реалистичная литература как жанр. Наличие подобного «рояля в кустах» лишит читателя удовольствия проследить логическую цепочку преступления и самостоятельно его раскрыть.
Заповедь 3: Нельзя использовать более одного тайного хода или спрятанной комнаты. — по своей сути продолжение предыдущего пункта. Наличие потайных комнат удовольствие не из дешевых и прятать их на каждом шагу, да еще чтобы никто о них не знал…не слишком реалистично.
Заповедь 4: Нельзя использовать устройства, способ действия которых придется долго объяснять читателю, а также новые и неизвестные миру яды. — очередные способы нечестной игры автора. В произведении должны фигурировать только простые и известные читателю устройства.
Заповедь 5: В произведении не должен фигурировать китаец. — на тот момент они были определенным литературным штампом и ассоциировались с тайными знаниями.
Заповедь 6: Только интуиция должна помогать детективу в раскрытии дел, никаких счастливых случаев. — оружие детектива только его логика. Именно на противостоянии умов преступника и сыщика, а вот появление интуиции разрушит всю интригу.
Заповедь 7: Детектив не должен в итоге сам оказаться преступником. — иначе будет разрушена сама суть конфликта, а у читателя, как и в прошлых случаях, не будет возможности самостоятельно решить данную головоломку.
Заповедь 8: Узнав деталь, которая может помочь расследованию, детектив должен рассказать о ней читателю. — писатель должен вовлекать читателя в процесс, а это один из способов. Помимо соревнования умов сыщика и преступника идет соревнование и читателя. И, чтобы было все по-честному, информацией должны обладать все в полной мере.
Заповедь 9: Глуповатый помощник детектива не должен скрывать своих догадок, а его умственные способности должны чуть-чуть уступать среднестатистическому читателю. — если читатель все же проиграл сыщику, то пусть будет удовлетворен победой, пусть и маленькой, над его напарником.
Заповедь 10: Если читатель должным образом не подготовлен, то в романе не должно быть двойников или близнецов. — распространенный, но не честный прием.