Наша жизнь похожа на гонки по кругу – работа, дом, готовка, уборка, школа, сад, кружок и так постоянно, без перерыва. А где дети? А они в гаджетах или мультиках.
Давайте на минутку остановимся и вспомним, когда Вы, последний раз вели задушевный разговор со своим чадом? Не просто спрашивали, как у него дела или что он получил в школе. А узнали, что его беспокоит, какие переживания его одолевают. Попробуйте спросить у вашего ребёнка сейчас о его душевных переживаниях. Он скажет вам – все отлично. Но так ли это на самом деле? Как же не допустить пропасти между родителями и ребенком?
Если верить ученным, то среднее время на личное общение с ребенком – около 15 минут. Около 9 минут уходит на нравоучения, остальное на дружескую беседу.
Когда я слушала открытый семинар о «взаимоотношениях родителей и детей» психолог советовала задавать вопросы, на которые ребенок должен ответить развернуто, а не просто да/нет. И важно при этом смотреть в глаза, а не заниматься своими делами.
Как и же вопросы нужно задавать своему ребенку, чтобы выстроить тот мостик взаимопонимания?
1. ВСЕ СОВЕТУЮ СПРАШИВАТЬ У РЕБЕНКА КАК ПРОШЕЛ ТВОЙ ДЕНЬ.
Но я теперь умнее на один семинар и советую задать вопрос – Я ВИЖУ У ТЕБЯ ХОРОШЕЕ/ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ, РАССКАЖЕШЬ МНЕ ЧТО У ТЕБЯ СЕГОДНЯ ПРОИЗОШЛО?
Важно задавать это вопрос глядя в глаза ребенку. Т.е. вы проявляете участие, а не просто отдаете дань. Дети это чувствуют. Если у вас нет близких отношение с ребенком, не ждите что он вывалит на вас сразу весь свой день. Но помогите ему, похвалите даже за скупые слова, которые он скажет. «Интересно, но мало, как будет желание, поделишься со мной? А хочешь узнать, как прошел у меня день?» - такое продолжение беседы поможет в дальнейшем.
Мой старший сын две недели был молчуном. У него на все был ответ – все хорошо, прошел день как обычно - учился, играл на перемене. Потом он разговорился, и начал рассказывать более подробно.
А вот младший… его даже спрашивать не нужно. Когда я забирала его со школы (первый класс) он сам говорил: «Мама спрашивай, как у меня прошел день. Что у меня было на первом уроке. А что на первой перемене…» И так, пока не оканчивались уроки и перемены) Такие же вопросы были после тренировки. (Что мы делали в начале тренировки, что в середине, что в конце, что после).
Эти вопросы помогли мне разговорить и старшего)
2. КАК ДЕЛА У ТВОЕГО ДРУГА/ДРУЗЕЙ.
Ребенку важно, что вы интересуетесь не только его время провождением, но и его окружением. Кстати, так вы поймете, чем живет/живут его друг или друзья. Какое влияние он/они на него оказывают.
Тут ситуация была другой – младший в первом классе, мало с кем сблизился. Он общался со всеми и ни с кем. Тогда я спрашивала о том, как дела у твоего соседа по парте, у тех, кто спереди/сзади.
А старший с удовольствием рассказывал, как дела у его друга. Хотя о своих делах говорить не хотел.
3. ЧТО ХОРОШЕГО СЕГОДНЯ ПРОИЗОШЛО?
Это мой любимый вопрос, ведь даже если ваш ребенок сидит букой и не видит ничего хорошего в пасмурном дне, двойке в дневнике или большом количестве домашней работы, вам нужно помочь ему.
Мне нравится, когда мы с детьми начинаем искать хорошее везде– солнышко выглянуло из тучек один раз – это оно тебе улыбнулось. У нас были обнимашки утром, на обед я приготовила твое любимое блюдо, сегодня ты надел любимый свитер и прочие мелочи, которые не всегда заметны.
Сразу вспоминаю кино Полианна, о девочке которая всегда и во всем искала что-то хорошее.
Если уж совсем ничего хорошего не произошло (ну сильно плохое настроение), то придумайте что-то вместе, чтобы день окончился хорошими воспоминаниями. Пусть это будет совместная игра, или просмотр кино или прогулка.
Как всегда, младшенький с удовольствием находил все эти плюсы, старший же был букой и ничего его не радовало (особенно домашка). Но сейчас эта проблема прошла. Если каждый день искать хорошее, то мир перестает быть серым.
Еще я все время напоминаю старшему, что хорошее начинается внутри нас – улыбка, наша реакция на какие-то вещи. Он сейчас по-другому все воспринимает, хотя путь был долгий.
4. ТЕБЕ НУЖНА МОЯ ПОМОЩЬ?
Этот вопрос хорошо задавать в разных вариация и не обязательно последним. Хорошо задать вопрос вторым, когда ребенок скажет, что у него плохо прошел день. Тогда спросите: «Как я могу тебе помочь?»
Возможно он попросит завязать шнурки, или убрать игрушки, а может сделать математику или нарисовать кота. Будьте готовы действительно помочь. Не задавайте этот вопрос, если не готовы.
Ведь убрать в комнате игрушки вы просили еще три дня назад, а математику вы уже 100 раз объясняли. Тут важно что вы делаете не за него, а вместе с ним.
Если вы откажете ему его просьбе, то ребенок не будет вам доверять. А если он не может доверить малую просьбу, как доверит большую проблему?
Мои оба мальчика, с удовольствием просят помощи. Это и убрать одежду в шкаф (вечная проблема младшего) и сделать математику (это старший), и нарисовать зАмок, и заправить постель, и разобрать рюкзак. И разобраться почему девочка обзывается (старший), а мальчик дерется и прочее.
Когда я задаю этот вопрос, мне так хочется, чтобы они сказали, что помощь ему не нужна. Я каждый раз как перед прыжком с башни, набираю воздуха))) Но, без этого будет скучно) я верю, что такие вопросы и мое живое участие только укрепляют мост нашего взаимопонимания. И в будущем я смогу быть для них настоящим другом!