Как ни старалась я на прошлой неделе отвлечь вас рассказами о сладостях и путешествиях, я знаю, что народ жаждет хлеба и зрелищ, а значит - продолжения моей истории!
Закончили мы на том, что во вторую зиму в Мармарисе у меня случился первый период отрицания. Все турецкое наскучило и раздражало, а родное, наоборот, манило шелестом берез и вкрадчивыми народными напевами с расторгуево-пелагеевскими нотками… Скандал с бывшими работодателями, мамин отъезд, зимнее безденежье и скука наложились сверху. Мое настроение не могло не отразиться на отношениях с мужем, я куксилась, обижалась и ворчала по любому поводу, особенно если он в очередной раз включал режим горячего ревнивца или правоверного мусульманина, а это для меня - как красная тряпка для быка.
Совместными усилиями мы, кстати, вспомнили, почему мы тогда разругались. У нас некоторое время гостил его младший брат и муж все свободное время проводил с ним, а со мной общался сухо, строго и только на хозяйственные темы. Это и стало катализатором для моей внутренней бомбы. В самые первые годы наших отношений у него вообще была такая манера. В присутствии кого-то из своей родни он превращался из восторженного щеночка и самого ласкового в мире котенка в строгого домостроевца, который общался с женой исключительно методом коротких приказов и тщательно избегал публичных выражений привязанности. Благо, со временем мы эту проблему “переросли”, отпустили и все наладилось.
В комментариях к той статье некоторые читатели скептически отнеслись к моему рассказу о наших зимних мытарствах, ссорах и примирениях. Мол, откуда тогда мужнины подарки и вообще - ленивая и корыстная ты дрянь. Тут вообще без интриги. Кредитная карточка, господа! К моменту моего переезда в Турцию 10 с лишним лет назад, все более менее дееспособные граждане уже давно обзавелись этим волшебным средством мгновенного обогащения (в пределах установленного лимита). А то и не одним.
Только благодаря кредитке мы и выживали зимой, потому что зарплаты Нихата хватало впритык, а непредвиденные расходы никто не отменял. Как говорит моя любимая подруга: "Только соберешься разбогатеть - то трусы порвутся, то сахар закончится". Злоупотреблять мы никогда не злоупотребляли, так как муж - человек экономный и я тоже не транжира, но и выбраться из этой ямы не могли. Так и жили до весны и начала туристического сезона. Так поступают многие жители небольших курортных городков, кто по разным причинам не разъехался зимовать к родне по деревням и весям, а заработанное за сезон вложил или проел (а чаще всего - покрыл долги за предыдущую зиму).
Так что после той нашей ссоры юбка, блузка и золотые сережки были куплены в кредит по карточке и только пироженка - за наличку. Более того, мы продали наш мопед и купили полноценный мотоцикл. Разумеется, тоже в кредит, понадеявшись на новый сезон (опять же, это нормальная практика для здешних мест).
Еле дождавшись апреля, я начала искать работу. За два года у меня уже образовался определенный круг знакомств, но с хорошими местами без разрешения на работу по-прежнему была напряженка. На рынке труда для нелегалов было одно и тоже - информаторы в отельные хамамы и продавцы туристического ширпотреба разной степени бесполезности.
И хотя теоретически и практически продажи - это моё, после двух предыдущих сезонов я зареклась с этой сферой связываться. По крайней мере, в туризме. Причем дело тут не только в моих потрясающих бывших работодателях, а еще и в том, что обязательным требованием для успешных продаж в этой области является отсутствие совести. Нужно много врать и много сочинять, причем делать это максимально уверенно.
Я - хороший продажник и язык у меня подвешен будь здоров, но вот с отсутствием совести - большие проблемы. Поэтому “своим” туристам я подсовывала свежий товар вместо залежалого, продавала хорошее дешевое вместо плохого дорогого, от некоторых покупок вообще отговаривала или направляла в проверенные места. Когда на кассе была жена владельца или ее братья, мне все сходило с рук. С самим владельцем было труднее, языки он понимал неплохо, приходилось выкручиваться и иногда получать нагоняй. В общем, напрягал меня такой расклад неимоверно и снова идти продавцом восточных чудес мне категорически не хотелось.
Тем более, что первыми, кто предложил мне работу на предстоящий сезон, были как раз они - Эла и Айхан. Да-да! Ничтоже сумняшеся, на голубом глазу и без малейших угрызений совести. Буквально обрывали телефон, обещали забыть все обиды, уладить все недоразумения, в том числе финансовые, быть зайками и пуськами. Сказать, что я была ошарашена - ничего не сказать! Тогда-то я и поняла, что легендарная восточная гордость заканчивается там, где начинается жажда наживы и маячит возможная прибыль. Впоследствии я с этим явлением еще не раз сталкивалась.
Разумеется, в этот раз я была кремень и сразу пресекла все попытки склонить меня на темную сторону. Тем более, на горизонте замаячила настоящая работа и вместе с ней начался новый этап моей жизни в Турции.