Кара-Кумы — бесплодная, опаленная солнцем пустыня. Сотни верст можно ехать на верблюде и за весь путь не увидеть ничего, кроме зыбучих барханов.
И вдруг — оазис. Зеленеют деревья, журчит вода, смеются дети. Что это? Откуда? Мираж, который так нередок в пустыне? Нет, это научно-исследовательская станция Всесоюзного института растениеводства.
Трудно поверить, не увидев, в чудеса, которые производит эта станция с песками. Из глубоких подземных слоев извлекаются грунтовые воды, и там, где раньше росли только жесткие, колючие кустарники саксаула, начинают произрастать виноград, инжир, гранат, тополь... Или же в песке роют глубокие траншеи, и там, защищенные от опаляющего ветра, прекрасно растут растения.
А для того, чтобы остановить вечно перекатывающиеся барханы, песок покрывают тонким слоем битумной эмульсии. Эта корочка, сковывая пески, нисколько не мешает расти и плодоносить арбузам, люцерне, просу.
Растет редиска, растут американское сорго, горох и многое другое.
Репетекская станция — единственная в мире научная станция в пустыне. Это замечательное учреждение. Она оживляет пустыню. Поэтому сюда приезжают пустыноведы со всех концов мира, сюда получаются запросы и письма из Англии, Франции, Африки — отовсюду.
У человека есть враги, маленькие, но страшные. Это миллионы различных бактерий, вызывающих болезни. Люди уже в течение тысячелетии ищут причины болезней, но настоящая причина - бактерии - открыта совсем недавно, - еще и полсотни лет нет, - великим французским биологом Луи Пастером. С тех пор многие ученые ищут способов борьбы с болезнетворными бактериями.
И они неожиданно нашли союзника. Это существа еще более маленькие, чем бактерии. Их нельзя увидеть в самый сильный микроскоп, потому что они меньше, чем световая волна, и "прячутся" в ней так же, как маленькая лодка между двумя морскими валами в шторм. Эти существа названы бактериофагами — пожирателями бактерий. Достаточно пустить одну тысячную долю капли, в которой есть бактериофаги, к культуре бактерий, и бактерии бесследно исчезнут.
Уже проведено несколько опытов по лечению людей при помощи бактериофагов. И люди выздоравливали от тяжелых болезней. Но ученые еще очень мало знают об этих замечательных помощниках врача. Сейчас в Тбилиси (Тифлисе) строится институт для изучения бактериофагов. Этот институт важен не только для нашей страны, но и для всего человечества.
Два года назад ученый исследователь Вильям Бийби первый попробовал опуститься на большие глубины моря. Он опустился в особом шаре- батисфере, рассчитанном на сильнейшие давления. Сквозь толстые стекла иллюминаторов исследователь наблюдал жизнь странных рыб и животных, которых до него не видел ни один человек.
Сейчас советский Институт океанографии строит батисферу, которая сможет опуститься на 2 000 метров - вдвое глубже, чем батисфера Бийби. Наша батисфера вместит двух человек, различные приборы, киноаппараты. С внешним миром отважные исследователи будут связаны телефоном. В глубинах полная темнота, но батисфера будет иметь мощный прожектор. Кроме того, с ней опустятся электроловушки, которые поймают и вынесут наружу обитателей морского дна.
Мы слышим шум морского прибоя, рев волн, гул шторма. Но есть еще и другой, неслышный, голос моря. Когда на море бушует буря и взлетают валы, они, разбиваясь и падая, ударяют о воздух. И тогда в воздухе рождаются ответные колебания и волны. Это и есть неслышный голос моря.
Колебания воздуха — это звуковые волны, но только такие, которых человеческое ухо не может услышать. Поэтому о них долгое время ничего не знали, и только недавно сотрудник нашей Черноморской гидрофизической станции уловил их своим прибором.
Первое время казалось, что неслышные волны ни на что не годны, но потом стало ясно, что они могут быть очень полезны человеку. Ведь "голос моря" зарождается во время бури и разносится, как и все звуки, со скоростью, в 15-20 раз большей, чем скорость ветра. Они точно гонцы и предвестники бури. Если б только суметь их услышать!
Услышать нельзя, но уловить можно. Черноморская научная станция сконструировала аппарат, принимающий эти неслышные звуки, и теперь наши корабли всегда могут узнать, какая погода стоит вдали и не надвигается ли откуда-нибудь шторм.
Реки Средней Азии, орошающие наши хлопковые поля, берут начало в высоких горах, от ледников и горных снегов. Если зимой мало снега, реки летом питаются только ледниковой водой и сильно мелеют. Вот тут-то и надо заставить ледник таять сильнее, чтоб не погиб урожай на полях Узбекистана и Туркмении.
Если летом одеть черное платье, будет очень жарко. Черный цвет сильнее всего поглощает тепловые лучи солнца. Зная это, среднеазиатский метеоролог Жуков придумал способ плавить ледники в горах. Для этого нужно... надеть на них черное платье.
Ледник, покрытый тонким теплопроницаемым слоем черного вещества, будет в несколько раз скорее таять. Это очень важно, потому что реки Средней Азии, орошающие наши хлопковые поля, берут начало от ледников и горных снегов. Если зимой выпадало мало снега, реки питаются только ледниковой водой и сильно мелеют.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)