Найти тему
Психо

Развитие как изменение адаптационного потенциала.

Оглавление
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

С точки зрения теории продолжительности жизни, важно сформулировать следующие понятия развития, выходящие за рамки линейных, одномерных, однонаправленных и унифицированных моделей, которые процветали в сочетании с традиционными моделями биологических представлений о росте или физическом созревании.

В этих традиционных моделях представлений важнейшее значение имеют концепции развития и такие атрибуты, как качественное изменение, упорядоченность последовательности, необратимость и определение конечного состояния.

В своей концептуальной работе специалисты по развитию на протяжении всей жизни пытались модулировать традиционный подход к определению понятия развития или предложить альтернативные концепции онтогенетического развития, которое отходит от концепции целостного и однонаправленного роста, согласно которой все аспекты развивающейся системы были направлены на более высокий уровень интеграции и функционирования.

Были введены новые формы (этапы) системных исследований функционирования во взрослом возрасте, основанное на концепциях развития в качестве адаптивной трансформации и структурной реорганизации, тем самым открывая путь к новым взглядам на неопиагетский конструктивизм.

Балтес и его коллеги были более радикальны в отходе от существующих теоретических моделей развития. Рассматривая эволюционные перспективы, неофункциональность и контекстуализм жизненного цикла, они выбрали более гибкую конструкцию развития.

Одна из таких моделей заключалась в том, чтобы определить развитие как выборочное возрастное изменение в следующих аспектах способности к адаптации.

Сосредоточившись на отборе и селективной адаптации, исследователи смогли быть более открытыми в отношении путей развития онтогенеза в течении всей жизни.

Например, при таком неофункциональном подходе становится возможным рассматривать развивающуюся систему как многомерную, многофункциональную и динамичную, при которой различные области и функции развиваются менее чем в полном объеме.

Комплексный подход, при котором компромиссы между функциональным прогрессом и разрывом между возрастными уровнями являются скорее правилом, нежели исключением.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Задержка как динамика Гаин-Лосса.

Соответствующее изменение акцентов продвинутой теории продолжительности жизни и исследованиях рассматривается как развитие, которое состоит из прибылей и убытков.

Помимо функционалистических аргументов, для этого были сделаны некоторые эмпирические выводы.

Одним из примеров, важных для исследователей продолжительности жизни, является различная продолжительность жизни на предлагаемых и наблюдаемых траекториях для различных компонентов оперативной информации.

На протяжении всего жизненного цикла сосуществуют прибыли и убытки. Кроме того, открытые системы рассматривают неполноценную биологическую и культурную архитектуру жизни человека.

Развитие и многочисленные экологии жизни сделали очевидным, что постулирование одного конечного состояния развития неуместно.

Кроме того, принимая во внимание сложный и меняющийся характер критериев, используемых в повседневной жизни, адаптация (которая, например, в разных возрастных группах существенно различается по своим характеристикам) способна перемещаться между уровнями знаний и навыков, а не действует на одном конкретном уровне.

Уровень развития функционирования оказался решающим для эффективной личности развития.

Кроме того, динамика между доходами и убытками была подчеркнута таким явлением, как негативная передача, связанная с эволюцией любой формы специализации или опыта.

Как в результате монолитные представления о развитии как о всеобщем росте были отвергнуты, поскольку оказались теоретически ложными и эмпирически неуместными.

Недавно была выдвинута еще одна концепция, характеризующая следующие моменты характера изменения продолжительности жизни при изменении адаптационной способности. Эта концепция равновесна.

В качестве особого случая многофункциональности, такой же результат развития может быть достигнут различными средствами и сочетаниями средств. Роль равновесия, возможно, наиболее очевидна в различных способах достижения идентичного уровня субъективного благополучия.

Потенциал воздействия на развитие заключается в следующем: если ресурсы, приобретенные в ходе онтогенеза, несут в себе равновесие и многофункциональность, значительный потенциал для обобщения и адаптация используются в довольно разных контекстах.