На написание этой статьи меня натолкнул один из читателей, дав ссылку на критику романа Лэрри Маккмёрти "Луна Команчей" (действие происходит в 1850-60 е годы в Техасе). Некий пользователь возмущался, что автор ни хрена не шарит и книга г..но, потому что он написал, следующее:
Дитс был молодым негром, который участвовал в своем втором походе с отрядом. Когда то утром его, покрытого пылью и сеном, обнаружили спящим в конюшне. Он бежал из большой группы похищенных рабов, которых гнал в Мексику известный вождь племени липан-апачей Дикий Кот, промышлявший продажей рабов богатым мексиканским фермерам.
Да, действительно полная отмена рабства в Республике Мексика произошла в 1829 году. Любые действия с недвижимым двуногим имуществом были незаконны. На лицо грубая ошибка автора в исторических реалиях того времени. Но так ли это?
Маккмёрти в своей пограничной эпопее, конечно же как писатель творчески смешивает исторические факты, личности и т.д., но в откровенном подлоге я его как то не замечал. Так гнали ли рабов в Мексику?
Что там с неграми в Техасе
Для начала разберемся с неграми в Техасе. В 1836 году в штате Одинокой Звезды насчитывалось 3000 рабов, а в 1860 уже 185 000, т.е. перед Гражданской войной почти каждый третий житель Техаса был невольником. Как видно из года в год цифра росла и у потенциальных злоумышленников было кого воровать и угонять.
Сами негры бежали из Техаса в Мексику всегда. Река Рио-Гранде стала для беглецов осязаемой границей между свободой и рабством. Но в отличии от северной границы США между свободными и рабовладельческими штатами, на границе Мексики и Техаса не было разветвленной сети так называемой "подземной железной дороги" - пунктов переправки негров-рабов на свободу.
Пару слов о бегстве в Мексику
Согласно статьям в местных газетах, бежать неграм помогало местное "не белое" население - техано (испаноязычные уроженцы Техаса) и мексиканцы. Некоторые побеги организовывали бывшие рабы из-за мексиканской границы, устроившиеся в поселениях черных семинолов.
Ловили и наказывали за помощь неграм и белых. Причем наказание могло постигнуть представителя европейской расы просто за панибратские отношения с черномазыми. Особенно это ярко проявилось в 1850-е годы, когда рабовладельцы буквально повсюду видели руку аболиционистов.
Например. Весной 1859 года окружной суд Грейсона приговорил некого Джорджа Хамфриса, уроженца Нью-Йорка, к изгнанию в Калифорнию за азартные игры с рабом и за убеждения, которые «Даллас Геральд» назвал «общепризнанным аболиционистом».
Другой молодой белый человек по имени Грануэлл был заключен в тюрьму в 1859 году, будучи пойманным с двумя рабами возле Далласа. Заклейменный в прессе с расплывчатыми формулировками как «негрокрад» и аболиционист, он предположительно сманил рабов следовать за ним «под предлогом перехода в Мексику и обещания освободить их». Оказалось, что как раз перед этим инцидентом другой человек безуспешно предложил тем же рабам бежать с ним в Санта-Фе (Нью-Мексико).
Не так везло мексиканцам. Слово «мексиканец» в большинстве рекламы о поимке беглых рабов, статей в прессе и уведомлений о тюремном заключении не обязательно подразумевало мексиканское гражданство, а скорее относилось к предполагаемой этнической принадлежности. Агло-американцам, обычно была безразлична разница между Техано и Гражданами Мексики. Как утверждали жители Остина в октябре 1854 года, рабовладельцы и редакторы специально преследовали чернорабочих рабочих из Мексики за распространение «ложных представлений о свободе».
В нескольких техасских городах и округах были приняты меры, дискриминирующие или лишающие мексиканских чернорабочих права на правосудие. Помимо обычного презрительного отношения к мексам, затрещин и зуботычек, обычным явлением стала внесудебная расправа - линчевание. Например, в 1842 году мексиканский пеон «пытавшийся сбежать с негритянской девушкой» из Теханы был схвачен под Лавакой и быстро «повешен на дереве», а возле Сан-Филиппе мексиканца избил и отрезал уши плантатор, который обвинил его в том, что тот сманил его рабов «убежать с ним в Мексику».
Доставалось с полос техасских газет и немецкой диаспоре, чьи либеральные взгляды осуждали институт рабовладения. На пришлых гансов смотрели как на "проклятых аболиционистов ". Немцы конечно старались держать свои взгляды при себе, но это не спасло их от ярлыка "любителей негров".
Из огня да в полымя
Как видно беглым неграм оказывалась помощь в их стремлении в свободе, хоть в Техасе с этим были определенные проблемы. Весь чужеродный, не англо-американский элемент считался тайными пособниками аболиционистов. С другой стороны этот малонаселенный штат был наводнен разного рода преступниками и мошенниками, промышляющими в приграничной территории.
Мимо их цепкого взгляда никак не могла пройти тяга чернокожих рабов к свободе, их готовность к риску быть пойманными, а зачастую отдать последнее, чтобы им указали путь в Мексику. При обращении за сторонней помощью рабы-беглецы всегда рисковали быть одураченными людьми, обещающими защиту и поддержку, но при этом объявленными мошенниками, которые хотят их повторно поработить или продать на отдаленной территории. Вот некоторые примеры.
В окрестностях Остина братья Джон и Бенджамин Перри Грамблсы были осуждены за кражу рабов в декабре 1852 года. В ходе расследования выяснилось, что они намеревались поселиться «за пределами штата» и использовать четырнадцатилетнюю девочку «в своих интересах». Что они делали в тайне около десяти месяцев.
Другой пример, в New Orleans Daily Crescent (Новый Орлеан, Луизиана) 9 августа 1854 года сообщалось об аресте человека между Локхуртом и Сан-Маркосом в штате Техас, «который путешествовал не то чтобы в компании негра, но следовал прямо за ним». Контрабандист признался местной полиции, что «он один из десяти или пятнадцати человек, занимающихся контрабандой негров из Техаса в Мексику». По его словам, за мексиканской границей негров продавали за двести долларов hacendados (крупным землевладельцам). Беглые превращались в кабальных работников, пока не выплатят весь долг своему новому хозяину.
Контрабанда рабов через границу, похоже, была широко распространенной практикой на юго-западе США. Уже с начала 1830-х годов в дельты Миссисипи знаменитый бандит Джон Муррелл вместе со своим братом сманил «старика-негра, его жену и трех сыновей» из народа чокто с помощью «множества прекрасных историй». Среди этой лжи (контрабандисты фактически планировали продать семью возле Нового Орлеана), двое мошенников пообещали беглецам свободу в мексиканском Техасе в обмен на год их работы, как только они пересекут границу на реке Сабина.
О рабстве в Мексике
Как известно рабство в Мексике полностью было отменено в 1829 году, первым в мире чернокожим, с примесью индейской крови президентом Герреро. Ясно, что в условиях пограничья, не утихающей гражданской войны, угрозы американского вторжения и индейских набегов государственная власть на местах была очень слаба. Когда вся страна в огне, не очень то понаблюдаешь за каждой гасиендой - Не содержат ли там рабов? Однако, даже если ты силен, обвинение в незаконной работорговле сильный козырь в руках твоих противников.
Поэтому богатые мексиканцы поступали хитро и беспринципно. Всех своих рабов они записывали в гражданские акты и церковно-приходские книги как слуг. Так например делалось в Нью-Мексико, даже после завоевания ее США в 1848 году. черных рабов там не было, зато были потомки порабощенных индейцев, которых называли Genízaros. Ситуация была исправлена только в 1867 году, когда Конгресс США принял Закон о пеонаже - запрет на кабальное содержание людей в узаконенном, долговом рабстве.
Негров в Мексике и сегодня не считают за полноценных граждан, даже в столице страны - Мехико полицейские подозревают, в каждом чернокожем иностранца. В 2016 году в статье BBC Los negros de México que han sido "borrados de la historia" Чого Эль Банденьо, афромексиканский исполнитель и автор песен, жаловался
Полиция заставила меня петь национальный гимн три раза, потому что они не думали, что я мексиканец, а также я должен был назвать губернаторов пяти мексиканских штатов.
Чего уж говорить о временах Дикого Запада?
Подведем итог
Про набеги индейцев в Мексику из США и обратно написано не мало. Граница предоставляла шикарную возможность уйти от возмездия под юрисдикцию другого государства. Индейцы угоняли сотни мексиканцев-пленников в Великие равнины и горы Ю-З США. Часть из них становилась простыми рабами в племенах команчей и апачей. Почему бы не быть и обратному процессу - угону или обманому сманиванию негров в Мексику, ведь есть же описанный выше прецедент с белым контрабандистом?
Вождь липанов Дикий Кот, упомянутый в начале статьи, конечно же соотноситься со знаменитым вождем мексиканских семинолов Коакучи, он же Дикий Кот. Техасцы часто обвиняли семинолов и черных семинолов ( др. название мароны) в Мексике в том, что они провоцируют их рабов на побег. В этом конечно же есть большая доля правды, т.к. община черных семинолов значительно пополнялась за счет бежавших рабов.
Могли ли реальный Дикий Кот быть замешан в нечестном обращении с неграми-беглецами на американской территории? Думаю, да мог. Устная традиция семинолов хранит память об одном инциденте, когда в 1850 году во время их переселения семинолов в Мексику пьяный Дикий Кот продал в Фредериксберге, Техас нескольких черных семинолов. Правда следующей ночью он похитил их у новых владельцев, но был замечен за этим занятием, поэтому семинолам прищлось срочно делать ноги.
При таком отношении к собственным неграм, бывшим больше слугами для семинолов чем рабами, отношение к чужим черномазым не могло быть столь радушным, чтобы не попытаться обмануть. Я пока не нашел исторического примера продажи индейцами негров в кабалу мексиканским ранчеро и гасиендос. Но нахожусь только в начале пути и конечно найду, потому что все предпосылки к этому есть.))
Источник вдохновения -Очень хорошая, но несколько отрывочная статья (впрочем автор о ней так сам и пишет) об организации побега рабов в Техасе, со ссылками на статьи и документы того времени.
Если Вам хочется узнать побольше о переселении семинолов и маронов в Мексику, то читайте мою статью - Дикий Кот и Суслик Джон, казаки мексиканского разлива в 2 частях