Каменные инструменты были одними из самых важных ранних инструментов. Предметы, подобные тем, что показаны ниже, позволили ранним людям обеспечить полноценный рацион питания с высоким содержанием белка. Молотковые камни и ручные топоры были старейшими каменными инструментами в древнем человеческом "инструментарии".
Для разрушения костей животных с целью проникновения питательного вещества в костный мозг использовались молотковые камни (Stone Tool Technology, 2015).
Молотковые камни также использовались для изготовления острых каменных инструментов, таких как ручные топоры и широкий спектр других каменных лезвий и наконечников, снарядов. Инструменталисты использовали технику, известную как "защелкивание". Ударившись о твердую осадочную породу, например, кремнем, мастер сломал камень, чтобы создать острый край.
Тщательно измельчив края всей породы, он создал большие ручные топоры и различные мелкие лезвия из камня. Топоры и лезвия рук использовались для таких работ, как резка мяса, снятие шкур животных для изготовления одежды, резка или вырубка дерева (Stone Age Tool Makers, 2010; "Stone Tool Technology", 2015).
Важным нововведением стало понимание того, что лезвия могут быть прикреплены к валам и ручкам. Мы называем это технологией сплавов. Например, точка снаряда, подобная показанной выше, была прикреплена к длинному прямому стволу, вылепленному из соответствующей ветви дерева.
Это потребовало значительных знаний в области материалов и дизайна. Вал должен был быть вырезан, чтобы образовался паз для вставки очка снаряда. Необходимо было добавить липкий материал, чтобы удержать каменный острие снаряда на месте.
Для этого потребовались некоторые знания о натуральных клеях и способах их получения, например, о смолах коры деревьев или битуме из смоляных ям. Точка также должна была быть плотно привязана к валу. Обычно это делалось с помощью полосок кожи или сухожилий.
Инструменталисты узнали, что если кожа пропитана водой и плотно обернута вокруг точки и вала, она будет сокращаться по мере высыхания, создавая очень плотную обертку, крепко удерживая точку на месте (Barham, 2013).
Кроме камня, ранние люди также использовали кость для изготовления ножей, рыбьих крючков, гарпунов и игл для шитья. Конечно, такие материалы, как камень и кость, остаются долгое время после разложения других типов материалов. К примеру, кожа животного давно исчезла, несмотря на то, что иголки, из которых она изготавливалась, все еще можно найти.
Кстати, говоря об одежде, ранние люди не были так заняты выживанием, что им приходилось пренебрегать модой.
Возможно, они украсили свою одежду бисером, сделанным из мыльного камня, через который они пробивали небольшие отверстия (Feder и Park, 2007; "Great Human Odyssey", 2015).
В некотором смысле, наш вид просто улучшился по сравнению с традициями изготовления инструментов более ранних Гоминидов. С другой стороны, насколько мы знаем, мы были первыми, кто создавал предметы искусства. В верхнем палеолите в изобилии встречаются резные фигурки.
Примерами могут служить такие предметы, как пещера Левенменш, найденная в одной из пещер Германии. Löwenmensch, вырезанный полностью из слоновой кости мамонта, имеет возраст около 35 0000-40 000 лет ("Человек-Лев", 2017).
"Венера Дольних Вестониц" (2017), изображающая обнаженную женщину, была найдена в Чешской Республике. Это самая старая известная керамическая фигурка, возраст которой около 25-30 000 лет.
Возможно, более известна "Венера Виллендорфская" (2017), открытая в Австрии. На самом деле, многие фигурки, напоминающие по форме эти фигурки Венеры, были обнаружены, так много, что мы могли рассматривать артефакт как верхнепалеолитическую мемуару.
"Венера Брассемпуи" (2017), выполненная из слоновой кости и обнаруженная во Франции в пещере, является одним из самых ранних реалистичных изображений человеческого лица. Ему около 25 000 лет. Обратите внимание на прически на Венерах.
Разве они не предполагают, что парикмахерская является глубоко древней культурной практикой? ("Великая человеческая одиссея", 2015).
Живопись тоже является древним достижением. Об этом есть свидетельства во всех уголках мира. Пожалуй, самыми древними и примечательными являются картины, обнаруженные в пещерах Франции и Испании. Особенно удивительны картины 30-32 000 летней давности, обнаруженные во французской пещере Шовец-Понт-д'Арк.
В интересах сохранения и защиты пещеры, она больше не открыта для посетителей, но сегодня туристы могут посетить факсимиле пещеры, где выставлены полномасштабные копии картин. Музей точно воспроизводит атмосферу пещеры, ее тишину, темноту, температуру, влажность и акустику ("Пещера Шове", 2017).
Сотни животных, по крайней мере 13 различных видов, изображены с удивительным реализмом. Картины имеют 3-х мерное качество, что позволяет предположить движение, а некоторые животные даже изображают взаимодействующих..
Конечно, мы не знаем, что думали художники Верхнего Палеолита о своей живописи. Это было просто выражение эстетической чувствительности ?Или это было связано с ритуальными и магическими намерениями, как предполагают некоторые переводчики?
О материальной культуре Верхнего палеолита известно больше, чем мы можем обобщить здесь. В пещерах южной Германии были обнаружены флейты из кости и даже слоновой кости, возраст которых достигает 40 000 лет (Conard, Malina & Münzel, 2009).
В заключение следует отметить, что с помощью инструментов, используемых людьми палеолита, мы видим культурную преемственность с Гоминидами, которые появились перед нами. Но мы видим драматическое развитие культуры в Homo sapiens, начавшееся около 40 000 лет назад с подъема искусства и музыки.
Homo sapiens повернул угол навстречу тому, чтобы стать полностью современным не только в анатомии. Если культура определяется как "утонченность", то в Верхнем Палеолите она, несомненно, переживала полный расцвет.