Найти в Дзене
Игры Разума

Обряды безумия

...демоны и бесы, ведьмы и колдуны... Они несли зло и смерть, вселяли в людские умы и души леденящий страх и лишали рассудка.

Зло всегда было в центре внимания истории, а уж зло с мистической составляющей - тем более. В сознании людей Средневековой Европы зло прочно связано с дьяволом и его демонами, страх перед которыми массово поражал умы богатых и бедных, наделенных властью и никогда не имевших ее. Образ всемогущего Сатаны и его бесчисленной армии бесов породил демономанию и заставлял искать его подручных на земле. И их находили - ими были ведьмы и колдуны. Демономания породила ведьмоманию, и вместе они лишили разума несчастную Европу на долгое время, став страшной кровавой драмой в истории европейской цивилизации тех времен.

Как ни странно, но демоническая одержимость в средние века пленила Европу не впервые. Среди медиков бытует расхожее мнение, что подобной одержимостью люди страдали еще со времен античности, только название ее не содержало ссылку на нечисть или какие-нибудь сверхъестественные демонические силы. Великий доктор Гиппократ называл ее попросту "истерия" и считал болезнью самого важного женского органа (с греч. hystera — матка). Соответственно, заболеванием этим страдали только женщины. Гиппократ подробно описал эту женскую болезнь, указав ее симптомы, методы лечения и меры профилактики. В дальнейшем античная медицина и ее выдающиеся доктора Авл Корнелий Цельс, Соран Эфесский, Клавдий Гален и Аретей из Каппадокии с успехом лечили это заболевание, руководствуясь знаниями и методиками Гиппократа.

-2

Но средневековая европейская медицина развивалась неохотно и не стала брать за основу знания и умения античных медиков. Лечение истерий удобнее было осуществлять на основе Библии и Писания святых отцов. Активно применяли молитвы, посты, святую воду и поклонение святым мощам, потому как причину истерий и всех других душевных заболеваний видели в нашествии злых духов, вселявшихся в тела простых людей, что по рассуждениям теологов тех времен и делало их одержимыми. Следовательно, болезнь имела сверхъестественное происхождение, а значит и лечить ее возможно было только специальным обрядом экзорцизма и при помощи божественных чудес.

Так известная с античных времен истерия стала лечиться не медиками, а ритуалами священников христианской церкви.

В XIII веке священнослужители сделали "открытие" и заявили, что активное сотрудничество с дьяволом имеют ведьмы, и именно они по его заданию делают людей одержимыми, вселяя в них этого самого дьявола. А сами одержимые - просто жертвы злой воли и колдовства ведьм. И люди верили, что верховный отец зла - Дьявол давал особую силу ведьмам и колдунам для того, чтобы на земле они воплощали его дурные замыслы и цели. Те потом становились жертвами "охоты на ведьм". Демоническая одержимость охватывала города и страны, костры инквизиции горели по всей Европе, обряды экзорцизма совершались с пугающей регулярностью и на виду у всех.

-3

Специалистами по этим обрядам кто только ни выступал - и иезуитские миссионеры, и пуританские священники... А священник и проповедник Джон Даррелл, один из самых известных экзорцистов тех времен, написавший массу трудов по данной теме, вообще был признан мошенником: было установлено, что он обучал своих пациентов симулировать одержимость. В 1598 году его лишили сана и приговорили к году заключения в тюрьме. Не смотря на это, у него была многочисленная армия поклонников, целиком и полностью разделявших его взгляды и признающих его учения единственно верными. После суда он написал еще несколько трудов про своих пациентов и их искренность, вновь и вновь заявляя, что никакого мошенничества не было, и те не притворялись. В общем, вокруг деятельности Даррела долго велись споры и дебаты среди идеологов различных направлений англиканской церкви, пока не закончились все "чудеса" и актуальность "охоты на ведьм" себя исчерпала.

-4

Скрытая война между различными течениями внутри английской христианской церкви использовала истерию, как инструмент религиозного противоборства. Истерия нужна была не как болезнь, а как неотъемлемая демоническая составляющая "заблудшей души", которую добрые священнослужители стараются вернуть в лоно благочестия.

Римская католическая церковь на протяжении всего средневековья с успехом эксплуатировала идею одержимости в своих интересах, а вот англиканской церкви этого не удалось - навязываемая церковью идея одержимости объединила англиканских скептиков экзорцизма и умных английских медиков в борьбе со средневековой дремучестью и религиозными традициями.

Уже к концу XV века кризис средневековой английской медицины достиг своего апогея, и медики взбунтовались против засилья церковных идей в медицине, заявив, что все болезни души и тела основаны исключительно на естественных изменениях организма. А это значит, что для лечения необходимы медицинские знания и профессиональные врачи, а не церковные ритуалы и священники. Именитые европейские врачи Парацельс, Иоганн Вейер, Амбруаз Паре и многие другие стали возвращаться к теории Гиппократа, убежденного, что всякое сверхъестественное влияние на человеческий организм исключено в принципе, а любая одержимость - это не что иное, как заурядная истерия, диагностировать и лечить которую следует именно врачам.

-5

Однако средневековая медицина продвинулась гораздо дальше античной, установив, что истерия может быть следствием болезней мозга, а это, в свою очередь может повлечь расстройство воображения, памяти, речи, зрения, слуха, изменения интеллекта, параличи и судороги... Истерию видели как одновременную болезнь тела и сознания, для лечения которой необходимы методы, схожие с современной психотерапией.

Власти стали привлекать медиков в качестве специалистов к участию в судебных процессах, где слушались дела об одержимости и связях с дьяволом. Но не сразу судей удавалось убеждать, что одержимость подсудимых - это не иначе как обыкновенное жульничество или его симбиоз с болезнью естественного происхождения.

Так английская средневековая медицина повлияла на прекращение "охоты на ведьм", направив сознание народа в сторону лечения заболеваний, а не теологических экспериментов. Жертвы одержимости постепенно становились не околдованными, требующими церковных ритуалов, а сложными больными, которым требовался медицинский уход и комплексное лечение. Ведьмы потеряли свои таланты и силы насылать демонов на людей и больше не подвергались суду за нервные припадки потенциальных пациентов больниц.

-6

Процесс выздоровления английского общества был медленным, но неуклонным. В 1604 году церковь официально запретила проведение обряда экзорцизма без соответствующего разрешения епископа и врачебного освидетельствования. К сожалению, запрет этот еще много лет не соблюдался и история содержит множество фактов незаконных судебных процессов и после 1604 года. К середине XVII века Англия почти совсем утратила интерес к ведовству и одержимости нечистой силой, костры инквизиции гореть перестали.

Всем спасибо за внимание!

Благодарю за ваши лайки и подписки!

До новых встреч в "Играх Разума"!

-7