От чего зависит эффективность психотерапии?
В последнее время ко мне стали приходить все более «продвинутые» клиенты, въедливо интересующиеся в чем разница психотерапии и психоанализа, какой метод психотерапии более эффективен и должен ли психотерапевт специализироваться на какой-то одной проблеме?
По материалам лекции известного психоаналитика Ярослава Корякова на Псифесте 2019 попробую ответить на эти и другие вопросы. Ярослав в своей лекции опирался на европейские и американские мета-исследования об эффективности различных методов психотерапии.
После 1987 года Американская психоаналитическая ассоциация приняла решение о том, что психотерапевт не должен иметь медицинского образования, более того, современная наука считает, что эффективность психотерапии напрямую связана с этим фактом.
Дело в том, что концепция медицинского отношения к болезни кардинально отличается от психотерапевтического, врач должен убрать симптом и опирается на четкие причинно-следственные связи и фармакологию, тогда как психотерапевт ищет причину и исследует саму структуру психики.
Эффективность психотерапии психотерапевта с медицинским образованием возрастает если такой специалист перестает работать врачом или работает в одно время врачом и в другом месте психотерапевтом.
Если всю эффективность взять за 100%, то изученной и статистически подтвержденной областью будет 60%.
Как же распределяются «известные проценты»?
30% эффективности зависит от самого пациента.
- начальный уровень симптома, с которым от обратился. Ранее обращение позволяет выявлять причины быстрее, симптом еще не закрепился и с этим проще работать
- национальность пациента. Отмечена более низкая эффективность психотерапии у определенных национальностей
- тип привязанности пациента (пациенты с безопасной привязанностью лучше поддаются терапии)
- способность общаться
- перфекционизм пациента – один из самых влиятельных признаков в этих 30% пациента. Известно, что перфекционисты ставят недостижимые цели, поэтому трудно выходят из структуры, с ними сложнее взаимодействовать психотерапевту.
8% - влияние метода. Известен так называемый эффект ДОДо, который применим ко всем методам психотерапии- любой из них может быть эффективным, но не более чем на 8% из всех 100% эффективности. Если психотерапевт работает вне методов, эффективность его психотерапии снижается.
12% - отношения между пациентом и терапевтом. Речь здесь идет о терапевтическом альянсе в плане совпадения целей терапии и эмоциональной связи между ними. При этом уровень патологии в этом признаке не влияет на эффективность лечения.
Регидность мышления, тенденция слишком структурировать терапевтический процесс, неуверенность терапевта снижают, а способность критиковать сессионные интерпретации и саморефлексия повышает успех.
7% - сама личность психотерапевта
- опыт терапевта
- душевное здоровье и личная терапия терапевта
- мотивация к улучшению работы (деньги, удовлетворение от работы, интеллектуальный интерес)
- работа со своими контрпереносами независимо от модальности - играет решающее значение в признаке- личность психотерапевт
Примерно до 80-х годов считалось, что узкая специализация терапевта (например, терапевт работает только с фобиями или работает только с детьми) помогает, но после стало считаться, что выход из специализации обогащает психотерапевта. Поэтому если терапевту хочется придерживаться какой-то специализации, ему нужно хотя бы иногда принимать других пациентов.
3% - внешние обстоятельства
Самый большой интерес представляют те самые загадочные 40%, в рамках которых нет подтверждённых исследований.
На лекции Ярослава Корякова была представлена его идея об этих 40%, но понимание я оставлю при себе.
Подписывайтесь на наш канал
#психологтебенева