Впервые вопрос о строительстве трамвайной сети в Екатеринбурге был поднят в городской думе еще в 1896 году. Проводились проектные работы. Но до строительства дело так и не дошло. Сначала I мировая война, а затем революция и гражданская война отодвинули строительство трамвайной сети до конца 20-х годов. В городе появился городской автобус. Однако маршруты автобуса сокращались или закрывались в зимнее время, так как большинство улиц города в то время еще были немощеными. В 1927 году на заседаниях Свердловского горисполкома вновь поднят вопрос о строительстве трамвайной сети в городе. При проектировании были использованы дореволюционные разработки. В 1928 году Московский электротехнический трест выполнил проект строительства трамвая и в том же году был утвержден проект линий и сроки строительства. В мае 1929 года началось сооружение трамвайной линии строительство депо. Трамвайное депо разместили на площади Горсовета (бывшей Цыганской площади) на ул. Фрунзе. Первая трамвайная линия связала ул. Фрунзе и железнодорожный вокзал. Трамвайный путь прокладывался по улицам Фрунзе, 8-го Марта, пр. Ленина, ул. Толмачева, ул. Дзержинского, ул. Свердлова и Северной (ныне ул. Челюскинцев). Из Московской области было доставлено 10 вагонов серии Х. На ул. Горького на территории бывшей городской электростанции была построена тяговая подстанция.
7 ноября возле трамвайного депо в 10 часов утра состоялся митинг и 10 трамваев отправились в свой первый рейс по единственному маршруту №1. Жители города с восторгом встретили появление нового вида транспорта в городе.
В 1930 году в городе открылось еще три маршрута - №2 "ВИЗ - Ж\Д Вокзал", №3 "ВИЗ - площадь М.Горького (ныне пл. Обороны)", №4 "Пл. Горсовета - пл. М. Горького". В 1931 году было открыто еще три маршрута. В 1935 году трамвайная линия связала микрорайон завода УЗТМ с центром города. К началу Великой отечественной в городе действовало 11 трамвайных маршрутов. Во время войны было отменено 5 маршрутов трамвая. Трамвайная сеть была частично перепрофилирована для военных нужд. В 1943 году в городе появился первый троллейбусный маршрут. В 1944 году пущена трамвайная линия, связавшая ул. Щорса и мясокомбинат. После войны в 1946 году были построены трамвайные линии в Карпинске, Краснотурьинске и Каменске - Уральском. В 1949 году была открыта трамвайная линия в поселок станции Свердловск - Сортировочный, который жители города прозвали "Сортировка".
В 1950 году в город прибыли первые вагоны МТВ-82. Всего их было четыре. В 1951 году город получил еще 11 таких вагонов.
В 1953 году трамвайная линия от поселка Сортировка продлена до поселка Семь ключей. В 1954 году на улицы города вышел трехвагонный поезд на базе вагонов серии Х. В 1955 году открыта трамвайная линия по ул. Луначарского от пр. Ленина до ул. Челюскинцев. К 1954 году на улицах города уже работало 14 маршрутов трамвая. В 1959 году была запущена трамвайная линия на ул. Халтурина в микрорайоне ВИЗ. В этом же году в городе открыто второе трамвайное депо, получившее название Северное.
В 1960 году в город впервые поступают трамваи чехословацкого производства Татра Т-2. Всего город получил 67 таких вагонов. А в 1961 году в город поступили вагоны РВЗ-6. Но вагоны этой марки проработали в городе недолго.
А в конце 1963 года в город начали поступать трамваи Татра Т-3. В этом же году была построена трамвайная линия ул. Машиностроителей - ул. Донбасская - ул. Бакинских комиссаров до кольца на ул. Победы. В 1965 году в город поступило 20 новых трамваев Татра Т-3.
К 1965 году в городе уже действовало 20 трамвайных маршрутов. В 1968 году все РВЗ-6 были переданы в Новосибирск. Взамен из Новосибирска получено 15 вагонов МТВ-82. В этом же году поступило 10 сочлененных трамваев К-2, созданных на базе Т-3. Но из за низкой надежности эти трамваи прослужили недолго.
В 1972 году пущена линия связавшая Уралмаш и Сортировку по ул. Бебеля. В 1973 году была введена в эксплуатацию линия по ул. Радищева и Белореченская до ул. Волгоградской. В 1975 году выведены из эксплуатации вагоны Татра Т-2. В 1977 году пущена новая линия до Керамического завода. В 1978 году в город начали поступать Татра Т-3 в трехдверном варианте. В 1980 году из эксплуатации выведены К-2 и МТВ - 82. В 1983 году было открыто движение трамвая до ул. 40 лет ВЛКСМ. В 1986 году пущена линия по ул. Московской от пр. Ленина до ул. Радищева. В 1987 году в город поступили первые пять трамваев из ЧССР - Татра Т5В5, получившие индекс в СССР Т-3М. В 1989 году было введено в строй третье трамвайное депо, получившее название Западное.
В 1992 году запущена линия по ул. Московской от ул. Радищева до Дворца спорта на ул. Большакова. В 1997 году построен новый путепровод для трамвая и троллейбуса между ул. Челюскинцев и ул. Смазчиков. В этом же году в город поступил первый вагон марки "Спектр" модели 71-402 , построенный на заводе "Уралтрансмаш". В 2007 году поступили трамваи модели 71-403. В 2008 году - трамваи модели 71-405. В 2012 году построена линия от ул. 8-го марта по ул. Юлиуса Фучика до станции метро "Ботаническая". В 2017 году началась реконструкция Макаровского моста. Движение трамваев было закрыто до октября 2019 года. В 2019 году в город поступили трамваи модели 71-407. 20 октября открыто движение трамваев по Макаровскому мосту в реверсивном режиме. Ведется строительство трамвайной линии до города Верхняя Пышма.
На данный момент в городе работает 31 маршрут. Длина трамвайной сети составляет 80,6 км. Парк трамваев составляет 455 пассажирских вагонов. Большую часть парка вагонов составляют Татра Т-3. 67 вагонов Татра Т6В5. Большая часть трамваев городе уже требует замены.
В 2018 году Екатеринбургское трамвайно - троллейбусное управление был объединено с ЕМУП "МОАП" в предприятие ЕМУП "Гортранс".