Найти тему
Станислав Важенин

7 ноября - 90 лет Екатеринбургскому трамваю.

Южное трамвайное депо Екатеринбурга - старейшее в городе.
Южное трамвайное депо Екатеринбурга - старейшее в городе.

Впервые вопрос о строительстве трамвайной сети в Екатеринбурге был поднят в городской думе еще в 1896 году. Проводились проектные работы. Но до строительства дело так и не дошло. Сначала I мировая война, а затем революция и гражданская война отодвинули строительство трамвайной сети до конца 20-х годов. В городе появился городской автобус. Однако маршруты автобуса сокращались или закрывались в зимнее время, так как большинство улиц города в то время еще были немощеными. В 1927 году на заседаниях Свердловского горисполкома вновь поднят вопрос о строительстве трамвайной сети в городе. При проектировании были использованы дореволюционные разработки. В 1928 году Московский электротехнический трест выполнил проект строительства трамвая и в том же году был утвержден проект линий и сроки строительства. В мае 1929 года началось сооружение трамвайной линии строительство депо. Трамвайное депо разместили на площади Горсовета (бывшей Цыганской площади) на ул. Фрунзе. Первая трамвайная линия связала ул. Фрунзе и железнодорожный вокзал. Трамвайный путь прокладывался по улицам Фрунзе, 8-го Марта, пр. Ленина, ул. Толмачева, ул. Дзержинского, ул. Свердлова и Северной (ныне ул. Челюскинцев). Из Московской области было доставлено 10 вагонов серии Х. На ул. Горького на территории бывшей городской электростанции была построена тяговая подстанция.

Строительство Южного депо. Фото из открытых источников.
Строительство Южного депо. Фото из открытых источников.

7 ноября возле трамвайного депо в 10 часов утра состоялся митинг и 10 трамваев отправились в свой первый рейс по единственному маршруту №1. Жители города с восторгом встретили появление нового вида транспорта в городе.

Митинг перед пуском трамвая 7 ноября 1929 года.
Митинг перед пуском трамвая 7 ноября 1929 года.

В 1930 году в городе открылось еще три маршрута - №2 "ВИЗ - Ж\Д Вокзал", №3 "ВИЗ - площадь М.Горького (ныне пл. Обороны)", №4 "Пл. Горсовета - пл. М. Горького". В 1931 году было открыто еще три маршрута. В 1935 году трамвайная линия связала микрорайон завода УЗТМ с центром города. К началу Великой отечественной в городе действовало 11 трамвайных маршрутов. Во время войны было отменено 5 маршрутов трамвая. Трамвайная сеть была частично перепрофилирована для военных нужд. В 1943 году в городе появился первый троллейбусный маршрут. В 1944 году пущена трамвайная линия, связавшая ул. Щорса и мясокомбинат. После войны в 1946 году были построены трамвайные линии в Карпинске, Краснотурьинске и Каменске - Уральском. В 1949 году была открыта трамвайная линия в поселок станции Свердловск - Сортировочный, который жители города прозвали "Сортировка".

В 1950 году в город прибыли первые вагоны МТВ-82. Всего их было четыре. В 1951 году город получил еще 11 таких вагонов.

МТВ - 82 в Южном депо.
МТВ - 82 в Южном депо.

В 1953 году трамвайная линия от поселка Сортировка продлена до поселка Семь ключей. В 1954 году на улицы города вышел трехвагонный поезд на базе вагонов серии Х. В 1955 году открыта трамвайная линия по ул. Луначарского от пр. Ленина до ул. Челюскинцев. К 1954 году на улицах города уже работало 14 маршрутов трамвая. В 1959 году была запущена трамвайная линия на ул. Халтурина в микрорайоне ВИЗ. В этом же году в городе открыто второе трамвайное депо, получившее название Северное.

В 1960 году в город впервые поступают трамваи чехословацкого производства Татра Т-2. Всего город получил 67 таких вагонов. А в 1961 году в город поступили вагоны РВЗ-6. Но вагоны этой марки проработали в городе недолго.

Татра Т-2 в музее истории электротранспорта в Екатеринбурге.
Татра Т-2 в музее истории электротранспорта в Екатеринбурге.

А в конце 1963 года в город начали поступать трамваи Татра Т-3. В этом же году была построена трамвайная линия ул. Машиностроителей - ул. Донбасская - ул. Бакинских комиссаров до кольца на ул. Победы. В 1965 году в город поступило 20 новых трамваев Татра Т-3.

Татра Т-3 на конечной станции ЦПКиО.
Татра Т-3 на конечной станции ЦПКиО.

К 1965 году в городе уже действовало 20 трамвайных маршрутов. В 1968 году все РВЗ-6 были переданы в Новосибирск. Взамен из Новосибирска получено 15 вагонов МТВ-82. В этом же году поступило 10 сочлененных трамваев К-2, созданных на базе Т-3. Но из за низкой надежности эти трамваи прослужили недолго.

Татра К-2 в музее электротранспорта в Екатеринбурге. Является единственным сохранившимся экземпляром на территории бывшего СССР.
Татра К-2 в музее электротранспорта в Екатеринбурге. Является единственным сохранившимся экземпляром на территории бывшего СССР.

В 1972 году пущена линия связавшая Уралмаш и Сортировку по ул. Бебеля. В 1973 году была введена в эксплуатацию линия по ул. Радищева и Белореченская до ул. Волгоградской. В 1975 году выведены из эксплуатации вагоны Татра Т-2. В 1977 году пущена новая линия до Керамического завода. В 1978 году в город начали поступать Татра Т-3 в трехдверном варианте. В 1980 году из эксплуатации выведены К-2 и МТВ - 82. В 1983 году было открыто движение трамвая до ул. 40 лет ВЛКСМ. В 1986 году пущена линия по ул. Московской от пр. Ленина до ул. Радищева. В 1987 году в город поступили первые пять трамваев из ЧССР - Татра Т5В5, получившие индекс в СССР Т-3М. В 1989 году было введено в строй третье трамвайное депо, получившее название Западное.

Татра Т-3М (Т6В5) на ул. 8-го марта - Фрунзе в Екатеринбурге
Татра Т-3М (Т6В5) на ул. 8-го марта - Фрунзе в Екатеринбурге

В 1992 году запущена линия по ул. Московской от ул. Радищева до Дворца спорта на ул. Большакова. В 1997 году построен новый путепровод для трамвая и троллейбуса между ул. Челюскинцев и ул. Смазчиков. В этом же году в город поступил первый вагон марки "Спектр" модели 71-402 , построенный на заводе "Уралтрансмаш". В 2007 году поступили трамваи модели 71-403. В 2008 году - трамваи модели 71-405. В 2012 году построена линия от ул. 8-го марта по ул. Юлиуса Фучика до станции метро "Ботаническая". В 2017 году началась реконструкция Макаровского моста. Движение трамваев было закрыто до октября 2019 года. В 2019 году в город поступили трамваи модели 71-407. 20 октября открыто движение трамваев по Макаровскому мосту в реверсивном режиме. Ведется строительство трамвайной линии до города Верхняя Пышма.

Трамвай модели 71-402 на конечной станции ЦПКиО в Екатеринбурге
Трамвай модели 71-402 на конечной станции ЦПКиО в Екатеринбурге

Трамвай модели 71-403 возле здания городской администрации Екатеринбурга
Трамвай модели 71-403 возле здания городской администрации Екатеринбурга
Вагон модели 71-405 на ул. Машиностроителей в екатеринбурге
Вагон модели 71-405 на ул. Машиностроителей в екатеринбурге
Вагон модели 71-407 на проспекте Космонавтов в Екатеринбурге.
Вагон модели 71-407 на проспекте Космонавтов в Екатеринбурге.

На данный момент в городе работает 31 маршрут. Длина трамвайной сети составляет 80,6 км. Парк трамваев составляет 455 пассажирских вагонов. Большую часть парка вагонов составляют Татра Т-3. 67 вагонов Татра Т6В5. Большая часть трамваев городе уже требует замены.

В 2018 году Екатеринбургское трамвайно - троллейбусное управление был объединено с ЕМУП "МОАП" в предприятие ЕМУП "Гортранс".