Найти тему
Мы и они

Мода в СССР

- Да, ты молодец. С моим братом нелегко жить... И всё-таки о моде. Есть ли какие-нибудь у неё особенности в России, что это за явление в вашем обществе? Ты понимаешь о чём я.


- Сюзанна, я считаю, что говоря о моде, о её развитие, нужно учитывать одну деталь. То, что изменения в моде - это следствие уже изменённого ею нашего сознания, что она является сильнейшим средством воздействия на него, средством его управления.
Мода - форма нравственно-психологического давления на мозг, на нервную систему. Может манеры поведения и даже образа жизни в широком его понимании. Как и во что одевать людей - значит прямо вмешиваться в их личную жизнь, ответственность перед обществом. Делать людям инъекцию приворота, подчинять себе, очаровывая я или одурманивая прихожан...

Мода в СССР, особенно в первое время было важнейшим идеологическим оружием. Ненависть к расфуфыренным нарядам сбежавших феодалов облекалось в скромность, и даже подчёркнутый аскетизм френчей, кителей, кожаных курток, платков и фуражек. Уходил не просто XIX век, уходил феодальный порядок по всему миру со своими дикими, звериными социальными законами и глупой, чванливой, в чём-то даже нечеловечески уродской эстетикой.

Феминизм как мировое явление, науки и культуры, прогресса человечества в целом, пришёлся очень кстати тому времени и власти. Женщины стремительно ворвались на равных правах в общественные организации, в политику, медицину и науку. Проще говоря, они вышли на работу, миллионы работающих женщин. Длинным платьям и волосам объявили войну, женщины оголили ноги, руки, развивалась широкое физкультурное движение, спорт, где форма окончательно установила идейный и эстетический диктат, надолго вытолкнул непрактичность, нецелесообразность прежних модных силуэтов, посчитав их пережитками древности, цепями, держащими женщин на кухне и с детьми.

Длинное платье ущемляло не только права, мешая работе, но и делала женщин беззащитными перед мужским произволом, делая их объектами домогательств и унижения. Поэтому мода, я уверена, - это производная социально-политических перемен, объективная реакция на жизненные сломы. - Сюзана, не перебивая, почти не моргая, цепко слушала рассказ. - Повторю, что изменились причёски, став короткими стрижками, как в своё время у французов во время их Великой Революции, когда головы рубили из-за ненависти, в том числе, и к парикам, как к маскам, прикрывающим стыд высшего общества.

Нога в сапоге и нога в туфельке рождают совершенно определенные ассоциации, дорисовывая понятным образом остальной облик человека, делая его поведение и наделяя образом мыслей сообразно его внешнему виду. Всё круто изменилось после войны. Вернувшись из Европы войска привезли домой не только победу, но и понимание того, что существует другая жизнь, что в этой жизни есть место не только шинелям и бушлатам, но и нарядным гражданским одеждам, элегантной обуви, воздушным шляпам.

Они увидели совершенно иной уклад жизни: опрятные уютные дома, ухоженные сады и парки, средневековые фонтаны и мосты, величественную ажурную готику городов, развитую сеть дорог, культуру общения, многое другое, что нас тогда разделяло.

-2

Как, собственно однажды уже происходило, после сражения 1812 года и возвращения наших войск из Европы. Несомненно, эти явления совершили настоящий переворот в сознании народа победителя. Стало понятным, что мы находились за чертой цивилизации, несмотря на достижения в науке и технике.

Мы просто забыли о людях. О том, что общее счастье состоит из счастья каждого, превратили себя в машины, отодвинув всё личное, оттолкнув всё, обозначенное чуждым. Это была ошибка, за которую пришлось вскоре расплачиваться. С другой стороны, не сделав этого, возможно, мы не выиграли бы войну, и от цивилизации, которую спасали, не осталось бы и следа. Нацисты имели конкретный план погружения всего во тьму своих древних германских мифов... Так вот, война изменила полностью мир.

Мы стали пусть и отсталой, но частью Европы. Появилась и понятие о моде, как о постоянном социальном явлении. Разумеется, нельзя забывать о кинематографе, который был главным пропагандистом в этой сфере. Романтика тонких женских образов, созданных Голливудом, стремительно насыщала экраны, притягивало миллионы голодных глаз, вызывая у поклонниц почти эстетический психоз, стремление следовать стилю одежды и поведении их кумиров – Дины Дурбин, Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Марики Рёк, Греты Габро, Хеди Ламарр…

А с какой грацией двигались в танце Рита Хейворт, Джинджер Роджерс! Какие фигуры, платья. Какие ноги, туфли! Кружевная мечта любой женщины! Эти образцы входили в сознание, пропитывали собой живые ткани почти навсегда, становились путеводными звездами для множества судеб.

Сейчас этого уже нет, но тогда, после ада войны, казалось, что счастливая жизнь только начинается. Люди сняли шинели и сапоги. Переход на гражданское платье, к свободе фасона был истинной революцией в сознании населения, словно они вышли из многогодового подземелья. К людям, увидевшим свет, вновь возвращалось понимание цветов. Их души, возродившись, начинали различать звуки и запахи. Любовь стала пониматься как глубокое психологическое явление, скинув идеологический хомут, перестав быть предметом научных объяснений. И всё это во многом сделала Её Величество Мода.

Ставьте большой палец вверх, если изложенное пришлось вам по душе и не забывайте подписываться на канал, чтобы успеть за следующими историями.