Apple потратила 6 млрд долларов на свой сериальный сервис, запустившийся 1 ноября, только это было заметно исключительно на стадии пиара.
Еще до запуска сервиса вокруг летало множество восторженных новостей о том, какие великие люди привлечены к работе над сериалами Apple TV+: одна — лауреатка «Оскара», второй — звезда «Игры престолов», третий — М. Найт Шьямалан, а «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон, Риз Уизерспун и Стивом Кареллом и вовсе стоит 15 млн долларов за один эпизод. Все эти обещания звучали масштабно исключительно в новостных текстах, но если разобраться, то среди этих «больших имен», за исключением Спилберга и Абрамса, отсутствующих на старте, нет ни одного действительно мощного или актуального — все это либо звезды второй величины, либо люди, работавшие не на центральных должностях в каких-то громких проектах. Но и в целом для массового зрителя уже давно не имеет значения, кто снимается в главной роли, потому что за последние годы мы видели в сериалах практически все и всех.
Подобный неймдропинг работает исключительно на стадии промо. Когда дело доходит до непосредственного взаимодействия с сервисом, в первую очередь важно не что показывается, а как. Миллионы людей во всем мире готовы сутками смотреть любую ерунду, будь это хоть бесплатные турецкие сериалы на ютубе, — лишь бы они не заканчивались и удобно доставлялись в гаджет. Поэтому при запуске очередного стримингового сервиса логично думать в том числе о юзабилити приложения, а не исключительно о блокбастерах, сиюминутно привлекающих большое количество зрителей. Фильм или сериал с большими актерами — это экскурсия в приложение. Потенциальный зритель посмотрит в сервисе то, что ему интересно и уйдет. Но если его привлекут удобства, интересные функции или хорошая библиотека, то он задержится.
Большие премьеры — это окно в сервис для новых пользователей. Следующий эпизод или сезон сообразительный зритель уже запросто найдет Там-Где-Нужно, если сумму подписки — 199 рублей — не перевесят удобства и фичи. К ним относятся:
— Дубляж на родном языке
В Apple TV+ сейчас доступны только субтитры на русском. Именно это осложнило знакомство с Netflix в России — многие из нас посмотрели, что там все на английском и надолго забыли про сервис.
— Большая библиотека
В Apple TV+ сейчас доступно 8 сериалов — примерно 3-4 из них я бы посмотрел, если бы у меня было много свободного времени, но они не настолько шикарны, чтобы ради них бросить все дела. Ну и в целом тут нет больше ничего, что могло бы удержать меня в сервисе. Даже пара десятков дополнительных фильмов средней руки на старте пришлась бы здесь весьма кстати.
— Удобное приложение
YouTube — отличный пример оптимизации под мобильные устройства: пауза с нажатием по центру, перемотка — тапами по краям экрана, окно с видео легко минимизируется и т.д. В Apple TV+ нет ничего из этого и не учтены многие фичи, делающие удобным использование Netflix. По сути это просто квелый видеоплеер, в котором есть несколько сериалов.
— Возможность смотреть в браузере
При попытке запустить сериалы Apple TV+ через браузер, все виснет, а большую часть времени сайт (http://tv.apple.com/ru) просто недоступен.
— Взрослый контент
Еще в 2018-м Тим Кук заявил, что в их контенте не будет сцен насилия, секса и наркотиков — то есть, всего того, ради чего люди в принципе смотрят фильмы и сериалы.
Этот список можно продолжать и дальше. Но основная проблема Apple TV+ — в отсутствии единой стратегии. В сервис забросили несколько сериалов, ориентированных на абсолютно разноплановую аудиторию, и не предложили нам никакого понимания, ради чего мы должны подписаться именно на этот сервис и чем он отличается от конкурентов. На Netflix — это вполне понятный и привлекательный курс на большое кино от важных режиссеров и адски аддиктивный плеер, на Disney+ — допустим, «Мандалорец» и другие важные франшизы студии, а на Amazon — «Властелин колец».
Если тут будет просто набор неплохих сериалов, то мудрый зритель из России просто посмотрит их где-нибудь в другом месте.