Жестокое пьянство, издевательства в семье, насилие над женщинами и детьми - нередко классики русской живописи обращались в своих картинах к таким щекотливым темам. Мастерство художников пугающе реалистично передавало атмосферу тёмных сторон жизни российского народа. Многие из таких картин были запрещены для публикации в школьных учебниках, и сегодня хранятся в музеях, как и яркий пример порока и греха, которым подвержено человечество.
Розги, хлысты, кнуты и палки - этими незамысловатыми инструментами регулярно подвергали побоям детей, от телесных наказаний не были застрахованы даже отпрыски знатных семей. В то время считалось что самым эффективным способом поставить ребенка на путь истинный - это хорошенько всыпать ему по первое число, в такой процесс воспитания рьяно были вовлечены гувернантки, учителя, а больше всех основательно подвыпившие отцы семейств.
За эту работу Алексей Корзухин был награждён малой золотой медалью академии художеств. В середине 19 века бесправие детей и женщин - было по-настоящему ужасающим. Корзухин, одним из первых в искусстве поднял в своих работах эту проблему, подобные сцены были нормой во многих российских семьях.
Аналогичную тему затронул полвека спустя художник Иван Горохов - пьяный мужик только что вернулся домой с бутылкой водки и судя по реакции домочадцев, ничем хорошим это для них не закончится. Женщина и совсем ещё юный мальчик - в гневе сжимает кулаки, но они бессильны против авторитета их безрассудного мужа и отца. Кстати Иван Горохов и сам был из крестьянской семьи и определённо знал о суровых буднях деревенского сословия.
Многие подрастающие мальчики, старались не отставать от своих отцов и брали с них пример, достаточно рано приобщаясь к алкоголю, тем самым бессознательно строя фундамент алкоголизма и обрекая свои будущие семьи на страдания.
А в малоимущих семьях, к ребёнку относились уже как к взрослому человеку. Невероятно, но иногда начиная с трёх лет - детей заставляли выполнять непосильную для их возраста работу дома и в огороде, и едва мальчики успевали подрасти, их отдавали в подмастерья, на обязательное обучение какому-нибудь ремеслу. Мастера, обучающие их, много не церемонились со своими учениками и нередко методика оттачивания навыков заканчивалась в лучшем случае тумаками и пинками.
Созерцая эту незаконченную картину, в голову приходит мысль: каким образом возможно было освящение борделя православными священниками? Ведь подобные места вроде бы никак не вяжутся с понятиями богоугодных мест. Но тут Маковский затронул горячую тему критического реализма: бордель как низменная точка греховности и религия воспринимающаяся обществом, как высшее проявление духовности и совместившееся как общее социальное падение.
В России церковь освящала всё что угодно, в список зачастую входили винно-водочные лавки.
На этой картине изображено духовное празднование пасхи. Изрядно подвыпившие крестьяне - едва держатся на ногах, да и те, кто могут идти, тоже мало что улавливают вокруг себя. Особенно любопытна одна деталь: мужик по центру несёт перевёрнутую вверх ногами икону.
На картине видно, что выпивающие купцы, кажется запамятовали: по какому же это поводу они все собрались? Совсем немного и румяные дядьки, вот-вот готовы превратить православные поминки в танцпол, причём всем конечно же известно, что данный обряд - дело религиозное и скорбное.
Для оказания гуманитарной помощи России, в США был организован комитет помощи голодающим. Финансирование комитета в основном осуществлялось на общественные средства. Был сформирован так называемый "флот голода", первый корабль "Индиана" - доставивший 1900 тонн еды, прибыл 16 марта 1892 года в порт Лиепая, на балтийском море. Второй корабль "Миссури" доставил 2500 тонн зерна и кукурузной муки, прибыл туда же 4 апреля 1892 года. В мае того же года, другой корабль прибыл в Ригу, затем в июне и июле прибывали дополнительные корабли. Общая стоимость гуманитарной помощи предоставленной США в 1891-1892 годах - оценивается в сумму около одного миллиона долларов США. Правительство США также предоставило финансовую помощь, в основном в виде займов, некоторым российским губерниям на сумму 75 миллионов долларов. Эти события задокументированы на картинах 1892 года, знаменитого российского художника - Ивана Айвазовского: "корабль помощи" и "раздача продовольствия".
Благодарю за прочтение этой статьи, прошу поддержать отметкой "мне нравится" и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные статьи, заранее спасибо!