Найти тему
Inspiration

Искусство договариваться и управлять

Оглавление

Что такое soft skills и как этому научиться?

Глубокие знания отрасли и мастерское владение специализированными инструментами — ещё не гарантия профессионального успеха. Чтобы получить повышение, обойти всех претендентов на собеседовании в компанию или ВУЗ мечты нужно иметь дополнительные преимущества. Такими могут стать развитые soft skill. Рассказываем, что это, как можно получить эти навыки и показать их работодателю.

Что такое soft skills

Soft skills в переводе «мягкие» или «гибкие» навыки — это совокупность личностных, социальных и управленческих качеств человека. В отличие от hard skills — профессиональных навыков, soft skill не относятся к конкретной специальности. Эти умения получают через личный опыт и дополнительное образование.

Основные soft skills

В исследовании «Самые востребованные hard и soft skills в 2018 году» LinkedIn упоминаются четыре «гибких» навыка, которые считают необходимыми 2 тысячи топ-менеджеров: лидерство, коммуникация, коллаборация и тайм-менеджмент. Ниже подробнее рассмотрим базовые навыки, которые нужны каждому работнику.

Александр Лебедев, соруководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Менеджмент в ритейле»:

«Soft skills можно описать с помощью концепции 4К: коммуникация, коллаборация, креативность и критическое мышление. Условно их можно поделить на навыки взаимодействия с окружающими людьми — коммуникация, коллаборация и относящиеся к самоуправлению — креативность и критическое мышление.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Коммуникативные навыки — это способность чётко и вежливо выражать свои мысли в устном или письменном диалоге, умение слушать и слышать собеседников. К ним относятся: ведение переговоров, презентации идей, публичные выступления, удержание внимания аудитории, считывание невербальных и вербальных знаков, дар убеждения, навыки написания отчетов и ведение деловой переписки.

Коллаборация или умение работать в команде — это способность эффективно взаимодействовать с людьми. Включает практику переговоров, понимание и принятие культурного многообразия, различные способы мотивации. Важной способностью является умение применять на практике идеи других членов команды, создание атмосферы сотрудничества, воодушевление коллег по команде, умение учиться на ошибках.

Креативность — способность создавать новое, видеть привычную ситуацию под свежим углом, перестраивать или перефразировать существующие концепты, дабы идеи заиграли новыми красками.

Критическое мышление — способность выявить проблему, проанализировать ситуацию и принять обоснованные, взвешенные, эффективные решения. Сюда можно включить гибкость, желание учиться и додумывать самостоятельно, а не принимать сообщения на веру, логику, мышление вне рамок, критический взгляд, готовность к изменениям и работе в условиях неопределенности».

Зачем нужны soft skills

В наиболее конкурентных специальностях рекрутеры не ограничиваются оценкой уровня образования соискателя и его сугубо профессиональными знаниями. Они ищут людей, которые смогут «вписаться» в коллектив или стать лидерами.