Метамодернизм как термин привлёк к себе внимание в качестве объяснения того, в качестве чего происходят изменения в современной культуре. Это и послужило толчком к пониманию того, что в результате множественных кризисов последних двух десятилетий люди стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории».
Нынешнее поколение взрослело в атмосфере 80-х и 90-х на Симпсонах и Южном парке, в которых ирония и цинизм культуры постмодернизма стали неотъемлемой установкой, проникшей в нас. Однако, несмотря или вопреки этому явлению, сильное желание понять смысл и созидательное поступательное движение, а также экспрессию, привело к формированию современного состояния доминантной культуры.
Это современная мировая культура. Что же происходит в России?
Приведём в пример знаменитого российского каллиграфиста Покраса Лампаса, в своём интервью интернет журналу «Афиша Daily» он рассказывает о том, что на него повлиял Российский авангардизм.
В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIX века, но особенно в первой половине ХХ века. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим». В визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке «прямого» изображения видимой действительности, или – миметического принципа; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения, а отсюда – и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и тому подобное. Стремление к стиранию границ между традиционными для культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению и взаимозамене.
Художник утверждает о связи поколений и о смене их со старого на новое. С приходом нового поколения появляются новые технологии, новые ценности, взгляд на образ культуры и культуру в целом, переосмысление и принятие традиции общества, в котором мы живём.
Футуристы пытались сломать традиции и создать что-то новое, модернисты пытались внести малейшие изменения, не нарушающие основной порядок общества, а постмодерн уходит в печать. Но что же такое метамодернизм?
Покрас Лампас: «Не секрет, что приходишь в любой музей современного искусства или вообще в главный музей искусства в мире, и там будут висеть Пикассо, Малевич, Ротко вместе. И Малевич будет всегда огромным вдохновением для всего мира. И я рад, что в России про это стали не то что вспоминать, а ценить и какое-то должное внимание оказывать, потому что это наша культура, история, и мы более близки к этому. Сейчас я стал чаще работать с кириллицей, ориентироваться на наши корни, на советский авангард. Например, на «линиизм», который придумал Родченко: там много экспериментов с движением линии, плоскостью. Я выбираю не выставки, не галерейные проекты, а скорее культурные – то есть появляюсь в Новой Третьяковке не потому, что мои работы там продаются, а потому, что я один из тех людей, которые сейчас говорят с молодой аудиторией об уважении к прошлому и одновременно о желании создавать что-то современное».
То, что сейчас происходит, называется метамодерном, и, несмотря на то, что данное явление еще не имеет четкого определения и характеристики, мы уже начинаем в нем существовать. Поэтому я считаю, что «новая Россия» – это то, куда мы придем через десятьдвадцать лет при нашем влиянии сейчас. Мы не имеем полную силу, мы не имеем настоящего влияния, но мы можем приложить все наши ресурсы для того, чтобы что-то случилось, за что нам не будет стыдно. И если это случится, я смогу отнести себя к «новой России», потому что я искренне буду знать, что я не молчал и как-то над этим работал.
Таким образом, вместо ознаменования возврата к наивным идеологическим позициям модернизма, метамодернизм провозглашает, что наше время находится в состоянии колебания между аспектами культур модернизма и постмодернизма. Мы рассматриваем манифест метамодернизма в качестве сочетания просвещенной наивности, прагматического идеализма, умеренного фанатизма и колебаний между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением, пытаясь достичь состояния превосходства (трансцендентности), как будто бы оно находилось в пределах нашей власти. Поколение метамодернизма осознает, что мы можем быть ироничными и искренними одновременно; одно необязательно должно притеснять другое.