Гимназист младшего класса Казанской гимназии Сережа Аксаков , открыв однажды вечером книгу " Детское училище " , прочел сказку " Красавица и зверь " . Мальчик сразу вспомнил сказку , которую в имении деда рассказывала ему ключница Пелагея . Начиналась ее сказка так : " . . . Собрался купец за море , в тридевятое царство , в тридевятое государство , и говорит дочерям :
- Коли вы будете жить честно и смирно , то привезу вам такие гостиницы , какие сами захотите .
Старшая дочь попросила золотой венец из каменьев самоцветных , чтобы было от них светло в темную ночь , как среди дня белого .
- Привези мне тувалет из хрусталю восточного , цельного , беспорочного , чтоб , глядясь в него , я не старилась и красота моя девичья прибавлялася , - попросила средняя дочь .
А когда настал черед младший дочери , она поклонилась отцу в ноги и попросила привезти ей . . . "
Конечно , многие узнали сказку " Аленький цветочек " . Возможно , кто - то вспомнит похожую историю из мультфильма У Диснея " Красавица и чудовище " , другие - русскую народную сказку " Финист - ясный сокол " . И все будут правы , даже те , кто вспомнит повествование древнего римлянина Апулея об Амуре и Психее . Потому что в основе этих на первый взгляд таких разных произведений - одно : любовь , которая побеждает колдовские чары . И пока будет такая любовь жить среди людей - будут люди рассказывать о ней сказки .
Сказку ключницы Пелагеи об аленьком цветочке прекрасный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков помнил всю жизнь , а записал только за год до смерти , будучи уже пожилым человеком . Он напечатал эту сказку в качестве приложения к автобиографической ( то есть описывающей жизнь автора ) книге " Детские годы Багрова - внука " .
Те , кто знаком с творчеством Аксакова , считают , что главным героем его произведений является русская природа . Ей посвящены " Записки ружейного охотника Оренбургской губернии " , " Записки об ужении рыбы " , она присутствует в " Семейной хронике " и " Детских годах Багрова - внука " . . . Писатель видел природу каким - то особым , проникновенным взглядом художника , " сердце которого открыто впечатлениям раннего утра , позднего вечера , роскошного полдня . . . "
Вслед за Аксаковым пошли в мир природы Л . Н . Толстой и И . С . Тургенев , М . М . Пришвин и В . В . Бианки , К . Г . Паустовский и И . В . Соколов - Микитов . А с ними - тысячи , миллионы читателей их замечательных книг .