Композитора Никиту Богословского на премьеру его первой оперетты "Ночь перед Рождеством"не пустили: малолетних (а ему было только 15) на вечерние спектакли не пускали. Оперетт и музыкальных комедий он написал потом ещё 16, а ещё 3 оперы, 8 симфоний. Но в основном широко известна его музыка к спектаклям, художественным фильмам и мультфильмам. Многие прекрасные фильмы навсегда остались в нашей памяти благодаря тому, что их украсила музыка Богословского. Я хотел бы напомнить некоторые из них, связанные с проникновенным исполнением Марка Бернеса. Первыми были песни из фильма о донецких шахтёрах "Большая жизнь". "Спят курганы тёмные" стала перед войной одной из самых распространённых песен.
Вторая песня из этого фильма (лирическая) в довоенное время пелась реже, но стала очень популярной в 60-х.
И ещё одну песню перед войной пели все. Ни одно застолье не обходилось без хорового исполнения песни про любимый город из фильма "Истребители".
Оба эти фильма вышли в 1939 году. Следующая встреч и совместная работа актёра и композитора произошли в 1943 году. Это был самый большой их успех и самые знаменитые песни. В фильме "Два бойца" Бернес играл пулемётчика Аркадия Дзюбина. "Тёмная ночь" вошла в каждую семью как своя собственная, интимная, семейная песня. Я просто не знаю другой такой песни, которую так остро каждый примерял на себя.
Может быть под весом той мощной эмоциональной нагрузки, которую давала "Тёмная ночь", воздействие "Шаланд" было гораздо меньше. И опять-таки в 60-х годах она стала особенно популярна. Иной стала общественная атмосфера, иными стали слушатели, и уже захотелось немножечко кабацкой удали. Да под оркестрик, с проигрышем.
Эти три фильма - наиболее яркий пример плодотворного сотрудничества композитора и драматического актёра. Потом у них были ещё и другие встречи, но это уже другая история..