Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Постановка звуков. Урок 2 - Сонорные согласные М, Н, Л.

Оглавление

Тема: Согласные сонорные М Л Н и обозначаемые ими звуки.

Цели:

1.Проверка знания, полученных на первом уроке.

2. Закрепление навыка произнесения и написания гласных букв А О У.

3. Знакомство с согласными сонорными буквами М Н Л.

4. Отработка навыка произнесения и написания этих букв.

Оборудование: тетрадь в узкую и широкую линейку, печатный алфавит, разрезная азбука.

Ход урока:

I. Дыхательная гимнастика: из урока 1.

II. Артикуляционная гимнастика:

  • Чистим зубки. Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

2. Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

3. Лошадка. Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

4. Маляр. Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

5. Барабан. Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

6. Комар. Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

III.Повторение пройденного:

  • Упражнение на произнесение фонем:

а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи; распечатать крупным текстом

о, оа, оу, оэ, ои, оау, оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;

у, уа, уо, уэ, уи, уао, уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;

2. Запись отдельных букв и их сочетаний под диктовку:

А У О оа оу ау А О

IV. Артикуляционная гимнастика на новые звуки:

К предыдущим упражнениям добавляем упражнение Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы обучающийся щелкал языком, а не чмокал.

Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

V. Изучение нового материала:

  • Знакомство с новыми звуками:

Закрыли рот, дуем сквозь закрытые губы, далее делает короткий выход через закрытые губы, получаем звук М. Знакомимся с буквой М. Складываем её из палочек, лепим из пластилина, печатаем в тетради в простейшем виде. Далее выполняются письменные упражнения сначала с элементами буквы, затем записывается вся буква. приём отработки записи буквы такой же. как и с гласными. Далее схема будет одинаковой. В качестве закрепления буква находится в тексте и выделяется цветным карандашом.

Пример текста:

Мама мыла Милу мылом. Маша мала. У Марины мел.

2.Чтение слогов с буквой м:

МА мо му ам ум ом мама, затем их запись в тетради под диктовку. Звуки произносятся медленно, проговариваются чётко.

3.Знакомство со звуком Н. Поднимаем язык к верхнему нёбу, выдыхаем воздух через нос. Знакомимся с буквой Н. Складываем её из палочек, лепим из пластилина, печатаем в тетради в простейшем виде. Далее выполняются письменные упражнения сначала с элементами буквы, затем записывается вся буква. В качестве закрепления буква находится в тексте и выделяется цветным карандашом.

Пример текста для нахождения буквы:

Наша Надя немного подросла. У нас кисти и краски, а карандашей нет.

4.Чтение и последующая запись под диктовку слогов:

На но ну ан он ун. Добиваться чёткого проговаривания звуков.

VI.Итог:

- Какие новые буквы узнали? Повторить все буквы. Сделать это можно с использованием алфавита или просто печатного ряда.

Например: А О У М Н. Можно попросить записать изученные буквы или напечатать их.

​ ​Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/postanovka-zvukov-urok-1-5dbf421b3f548700ae017b1f

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dc034a835ca3100af6d14f1/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.