Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Ford против Ferrari": Правда или вымысел? Реальность против Голливуда

Оглавление

Продолжаем пристально изучать актуальные голливудские картины, "основанные на реальных событиях", на предмет их соответствию историческим фактам и суровой реальности. На очереди спортивная драма Джеймса Мэнголда "Ford против Ferrari" с Кристианом Бэйлом и Мэттом Деймоном в главных ролях. Лента посвящена историческому противостоянию двух автогигантов на трассах соревнований, где от автомобилей требовалась не только скорость, но и выносливость всех узлов. Что же, надеюсь и вы обладаете достаточной выносливостью, чтобы вместе с Киноведом в штатском получить ответы на все главные вопросы относительно реальности и вымысла в фильме...

Постер фильма "Ford против Ferrari"
Постер фильма "Ford против Ferrari"

Правда ли, что Генри Форд собирался купить Ferrari?

Да. Любовь Генри Форда II - внука и полного тезки знаменитого основателя компании Ford - к автогонкам была столь велика, что в начале 1960-х он загорелся идеей создания собственной гоночной команды. Кроме того, в этот период Ford стала испытывать серьезное давление со стороны GM на рынке, и руководство компании посчитало, что появление спортивного автомобиля в их коллекции привлечет дополнительных клиентов. В 1963 годы созрело решение не создавать собственный спорткар, а купить компанию Ferrari, и Форд отправил в Модену переговорщиков, которым предстояло договориться о сделке.

Стороны сошлись на сумме в 10 миллионов долларов, однако Энцо Феррари на устроил один-единственный пункт в контракте - по условиям сделки бюджет на спортивную команду Ferrari утверждался в Штатах, а "Эль Коммендаторе", как звали подчиненные босса итальянской конюшни, все решения привык принимать сам. Побуксовав на месте несколько недель, стороны не нашли компромисса, и продажа компании не состоялась. Это настолько вывело из себя Генри Форда II, что он поставил своей целью непременно обойти Ferrari на самом престижном гоночном турнире того времени - гонке "24 часа Ле-Мана".

Генри Форд II
Генри Форд II

Что такое "Гонка 24 часа Ле-Мана"?

Свои истоки соревнования в французском Ле-Мане ведут с 1923 года, когда прошел первый турнир. Главным отличием от других гонок, где пилотам нужно преодолеть фиксированное расстояние за как можно меньший промежуток времени, здесь автомобиль должен покрыть наибольшее расстояние за фиксированные 24 часа. Разумеется, это условие накладывает на соревнующиеся автомобили несколько иные требования, чем в случае привычных "догонялок". Спорткары в Ле-Мане должны быть не только быстрыми, но и супервыносливыми, чтобы без сбоев проработать на предельных нагрузках ровно сутки.

Так сегодня выглядит стартовое поле гонки "24 часа Ле-Мана"
Так сегодня выглядит стартовое поле гонки "24 часа Ле-Мана"

Действительно ли Кэрролл Шелби вынужден был уйти из гонок из-за проблем с сердцем?

Все верно. Талантливый гонщик Кэрролл Шелби был всего лишь третьим американским пилотом, которому удавалось выиграть в Ле-Мане - в 1959 году он стал первым на британском Aston Martin DBR1. Увы, проблемы с сердцем не позволили ему и дальше вести напряженные тренировки и испытывать серьезные перегрузки, но любовь Шелби к автомобилям никуда не исчезла, и последующие годы он посвятил разработке новых гоночных авто. Сердце гонщика и конструктора так и "барахлило", пока в 1990-м ему, наконец, не пересадили новое.

Шелби за рулем спорткара
Шелби за рулем спорткара

В самом ли деле первые прототипы Ford GT40 были настолько опасны?

Не то слово! Выставленные на соревнованиях в 1964 и 1965 году модели Ford GT40 были крайне неустойчивы и несовершенны. Обе гонки Фордам закончить не удалось - машины были быстрыми, но ненадежными: отказывала коробка передач, прокладки двигателя лопались, а передние тормоза в считанные секунды после старта разогрелись до 1500 градусов и просто перестали работать. Больше того, превысив скорость в 300 км/ч, машины переставали держать трассу и взлетали - так в 1964 году на тестах команда потеряла два болида. Одна из этих аварий заставила покинуть команду одного из самых опытных тест-пилотов Ford Роя Сальваторе. "Я много в своей жизни рисковал, но это настоящее самоубийство", - сказал на прощание гонщик.

Автомобиль Ford на обочине гонки
Автомобиль Ford на обочине гонки

Участвовали ли представители компании Ford в создании фильма?

Нет. Компания предоставила создателям некоторое количество кадров видеохроники, но от плотного сотрудничества отказалась. В основу сценария легла книга американского журналист а и писателя ЭЙ-Джея Байме "Гони, как угорелый: Ford, Ferrari и их битва за скорость и славу на трассе Ле-Мана" (Go Like Hell: Ford, Ferrari, and Their Battle for Speed and Glory at Le Mans).

Два издания книги Байме
Два издания книги Байме

Все ли гонки вошли в фильм?

Нет. Все дело в том, что создатели фильма преследовали цель показать, насколько тяжелой и изматывающей была и остается 24-часовая гонка, а это было бы невозможно, если бы в фильме показали все соревнования того периода. Для создания атмосферы режиссер Джеймс Мэнголд отбросил несколько ранних неудачных для Ford гонок и сосредоточился на главной - победной. "Если хотите, мы сделали "Спасти рядового Райана" наоборот - у нас сначала идет 90 минут драмы, а потом мы приступаем к десантной высадке. На финальную гонку мы отвели почти час хронометража" - рассказал постановщик фильма.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

Действительно ли Кэрролл Шелби и Кен Майлз были столь важны в разработке автомобиля Ford GT40?

Не совсем. Авторы фильма сосредоточились на судьбе и характерах лишь двух человек в обширной команде разработчиков и тестировщиков, и это может создать у зрителя превратное впечатление, что Шелби и Майлз вдвоем создали победную машину. Это, конечно же, не соответствует действительности - в невероятно сжатые сроки создать подлинное инженерное чудо мог только сплоченный коллектив, причем бюрократы и чиновники Ford Motor Company также приложили усилия к общей борьбе за спортивный успех.

Майлз и Шелби на трассе
Майлз и Шелби на трассе

Действительно ли Генри Форд II лично проехался в новом авто?

Да. Этот эпизод произошел в реальной жизни. С Кеном Майлзом (а не с Шелби, как это показано в фильме) за рулем Форд действительно сделал несколько кругов по автодрому на новеньком гоночном авто, однако никаких свидетельств тому, что руководитель компании был доведен страхом за свою жизнь и здоровье до слез, нет - это выдумка сценаристов фильма.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

Неужели гонщику Дэну Герни действительно пришлось толкать свою машину к финишу во время гонки 1966 года?

Да. Этот забавный эпизод попал в картину прямиком из реального протокола соревнований. Машина Герни действительно заглохла на последнем повороте, и Кен Майлз обошел своего соперника, первым пройдя в финишный створ. Дэн Герни тем временем собственными силами дотолкал свой болид до отмеряющей очередной круг черты. Кстати, Дэна Герни в фильме сыграл его сын Алекс, продолжающий династию гонщиков вслед за прославленным отцом.

Автомобиль Герни в боксах
Автомобиль Герни в боксах

Правда ли, что для тестирования мотора Ford был создан стенд, имитирующий условия гонки?

Да. Для достижения победы инженеры Ford создали уникальную разработку - чтобы гарантировать, что двигатель без сбоев отработает все 24 часа гонки, его тестировали на специальном стенде, фиксирующем производительность и долговечность. Программа стенда подразумевала чередование скоростных нагрузок, остановки на пит-стоп и даже выключение на время - в таком режиме движок гоняли до тех пор, пока он не взорвется и не выявит очередное "тонкое место" в конструкции. Таким образом инженерам удалось сконструировать агрегат, способный продержаться сутки на запредельных требованиях к выносливости.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

Все ли гонки, показанные в фильме, проводились в действительности?

Нет. Авторы фильма пошли на небольшую хитрость, и чтобы продемонстрировать, как происходило сближение двух главных героев, добавили в сюжет гонку, которая никогда не происходила - это соревнования Willow Springs Raceway в Калифорнии. Одним коротким вымышленным эпизодом создатели картины избежали демонстрации затяжного процесса притирки персонажей друг к другу.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

Правда ли, что глава гоночной команды Ford был против отправки Майлза в Ле-Ман?

Не совсем, в этой части сюжета режиссер Джеймс Мэнголд существенно сгущает краски. Характер реального Кена Майлза был не настолько отвратительным, чтобы с ним никто не хотел работать, да и опыт у этого гонщика был весьма существенный, так что особых противников того, чтобы пилот отправился на гонку с командой Ford, не было.

Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза
Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза

Действительно ли Генри Форд II писал гонщикам записку?

Да. За несколько недель до гонки в Ле-Мане испытывающий нетерпение в ожидании побед Генри Форд II на оборотной стороне своей визитной карточки написал: "Лучше бы вам выиграть..." и отдал ее главе гоночного департамента компании Лео Бибу. Биб донес просьбу босса до команды, а сам носил эту записку в своем бумажнике до конца жизни как стимул всегда двигаться к победе.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

В каком году Ford наконец победил Ferrari в гонке "24 часа Ле-Мана"?

Безусловное доминирование Ferrari в Ле-Мане закончилось в 1966 году, когда автомобили Ford GT40 Mark II по итогам гонки заняли первое, второе и третье место. В следующие три года победа снова неизменно оставалась в руках пилотов автомобилей Ford GT40, однако в 1968 и 1969 годах ими управляли уже пилоты, не относящиеся к заводской команде Ford.

Триумф 1966 года
Триумф 1966 года

Присутствовал ли Энцо Феррари на гонках в Ле-Мане?

Нет. За это несоответствие реальности режиссер Джеймс Мэнголд принес официальные извинения всем поклонникам автоспорта. "Энцо Феррари никогда не присутствовал на гонках в Ле-Мане, и это всем отлично известно. Но я не мог смириться с тем, что в кульминационный момент нашего экранного противостояния Ford и Ferrari одно из главных действующих лиц будет отсутствовать на автодроме и узнавать о событиях в гонке по радио или из телефонных сообщений. Я просто не мог этого сделать! Прости, история!" - дал признательные показания автор.

Энцо Феррари
Энцо Феррари

Являются ли гоночные кадры снятыми на натуре или это компьютерная графика?

В отличие от большинства современных голливудских картин, где графика используется при малейшей возможности (как в случае с недавно рассмотренным нами "Мидуэем"), весь экшн "Ford против Ferrari" снят с использованием реальных автомобилей на реальных автотрассах. А вот где совершенно точно пришлось использовать CGI, так это на трибунах автодромов - собрать такую массовку на длительный срок было нереально, поэтому зрителей было решено заменить на цифровых клонов.

На съемках фильма "Ford против Ferrari"
На съемках фильма "Ford против Ferrari"

Использовались ли в съемках реальные автомобили с гонок того времени?

Нет. Реальные машины тех времен, участвовавшие и побеждавшие в гонках Ле-Мана стоят сегодня многие миллионы долларов и слишком ценны, чтобы выводить их на съемочную площадку. Вместо этого для картины были созданы точные реплики автомобилей тех лет - Ford GT40 и Ferrari 330 P3. В частности копию Ford собрали с точностью до мелких деталей внутреннего интерьера с автомобиля, принадлежащего коллекционеру Уильяму Дири.

Кадр из фильма "Ford против Ferrari"
Кадр из фильма "Ford против Ferrari"

Правда ли, что гонку 1966 года команда Ford выиграла, благодаря тормозам?

В значительной степени. Инженер Ford Фил Ремингтон придумал такую тормозную систему, которая позволяла механикам менять колодки и тормозные диски в кратчайшие сроки, пока происходит смена водителя. Это означало, что тормоза больше не должны были работать наизнос, и Ford получила преимущество. Некоторые команды, соревнующиеся в Ле-Мане, действительно пытались обратить на это внимание судей, но в правилах по этому поводу ничего указано не было, и все попытки оспорить победы Ford GT40 провалились.

Механики на пит-стопе обслуживают Ford GT40
Механики на пит-стопе обслуживают Ford GT40

Насколько точно показаны подробности спорного финиша?

Знаменитый финиш гонки 1966 года показан в фильме достаточно точно - желающие могут легко найти в интернете фото и даже видео последних секунд того сражения на трассе. Кен Майлз действительно был на несколько минут быстрее своих коллег по команде, но инструкцииинструтрук, данные гонщикам Генри Фордом II, требовали от него сбросить скорость, дождаться товарищей, чтобы три машины Ford вместе триумфально пересекли финишную черту. В то время как Майлз свою часть "сделки" выполнил, Брюс Макларен не смог сдержать порыв и на последних метрах вырвался вперед.

Впрочем, даже если бы Макларен не поддался соблазну, Майлз не получил бы первый приз - ведь его коллеги по команде стартовали не с первой линии, как герой Кристиана Бэйла, а много дальше, и следовательно проехали большее расстояние до финиша. Но и это не все - по непонятным причинам организаторы гонки почему-то решили, что на этот раз определять победителя должен фотофиниш, и снова Майлз оказался в проигрыше. Одним словом, если бы пилот не подчинился командам из боксов, он стал бы единоличным победителем и обладателем своеобразного "Большого шлема", так как выиграл все другие гонки в этом году. Но судьба была сурова.

Кстати, Кэрролл Шелби несколько позже признался, что был среди тех, кто выступал за идею притормозить Майлза на финише и совершить тройную командную победу. Об этом решении Шелби сожалел всю свою жизнь.

Кадры знаменитого тройного финиша
Кадры знаменитого тройного финиша

Сколько денег Генри Форду II пришлось вложить в команду, чтобы победить в гонке?

Оценки финансовых затрат компании Ford на победу в престижной гонке "24 часа Ле-Ман" разнятся - одни специалисты считают, что Генри Форд II "обошелся" 25 миллионами долларов, другие полагают, что успех стоил ему все 100 миллионов. После побед в 1966 и 1967 году Форд посчитал, что с него хватит, и решил отказаться от финансовой поддержки гоночной команды.

Сегодняшние автогиганты тратят на спортивный престиж суммы многократно превышающие вышеуказанные. Так, Audi, доминировавшая в Ле-Мане в последние годы инвестирует в команду 250 миллионов долларов в год, а Ferrari каждый закачивает в свою формульную конюшню по 500 миллионов долларов.

Болид Ferrari на трассе современной Формулы-1
Болид Ferrari на трассе современной Формулы-1

Действительно ли Майлз умер вскоре после своей исторической гонки 1966 года?

Увы, да. Всего через пару месяцев после финиша в Ле-Мане Кена Майлза не стало. Прославленный пилот погиб в автокатастрофе во время тестового вождения прототипа Ford J-Car, модели, которая должна была стать преемником Ford GT40 Mark II. На трассе Riverside International в Южной Калифорнии его автомобиль на скорости более 320 км/ч потерял сцепление с дорогой, взлетел, совершил сальто и, загоревшись, рухнул. От полученных травм Кен Майлз скончался мгновенно.

Кен Майлз - реальный и экранный
Кен Майлз - реальный и экранный

Какой делаем вывод из сопоставления фильма и реальных фактов? Мэнголд поставил задачей показать технические детали противостояния и заметно в этом преуспел - точность деталей, масштаб съемок и операторские решения в фильме безупречны. Относительно характеров персонажей и деталей жизни героев были допущены не слишком существенные погрешности, целью которых было создание дополнительного драматизма. Что же, бывало и хуже. "Ford против Ferrari" вполне можно похвалить за старание и внимательность к машинам, с людьми получилось чуточку хуже, но тоже терпимо. Ставлю, скорее, "плюс", чем "минус".

Традиционно напоминаю, что еще больше интересных расследований о Голливуде, замахивающемся на реальные истории, можно найти в моем каталоге - уверяю, там есть, что почитать. А я, не дожидаясь нажатия вами кнопок "Подписаться" и "Больше такого", побежал исследовать новый фильм - на этот раз о британской аристократии! Не пропустите.

И увидимся в кино!