Избежание Обучение. Вторым методом усиления является уклонение от обучения или негативное усиление. Умение избегать - это стремление избежать неприятного состояния или результата, следуя желаемому поведению. Сотрудники учатся избегать неприятных ситуаций, ведя себя определенным образом.
Если сотрудник правильно выполняет свою работу или приходит на работу постоянно оперативно, руководитель может воздержаться от домогательств, выговоров или других действий, ставящих сотрудника в неудобное положение. Предположительно, сотрудник со временем узнает, что правильное поведение ослабляет предостережение со стороны руководителя. В целях поддержания этого состояния работник продолжает вести себя так, как ему хочется.
Вымирание. Принцип вымирания предполагает, что нежелательное поведение будет ухудшаться в результате отсутствия положительного подкрепления.
Если постоянно запаздывающий работник постоянно не получает похвалы от руководства и не рекомендован для повышения зарплаты, можно ожидать, что это не подкрепление приведет к "исчезновению" запаздывания.
Работница может осознать, хотя и тонко, что опоздание не приводит к желаемым результатам, и она может попытаться прийти на работу вовремя. Наказание. Наконец, четвертая стратегия изменения поведения, используемая менеджерами и руководителями, - это наказание. Наказанием является администрирование неприятных или неблагоприятных последствий в результате нежелательного поведения.
Примером применения наказания может служить публичное выговор или штраф, налагаемый руководителем в отношении сотрудника, который обычно опаздывает. Предположительно, работник воздержится от опоздания в будущем, чтобы избежать такого нежелательного исхода...
Применение наказания действительно является одним из наиболее спорных вопросов стратегий изменения поведения. Хотя наказание может иметь положительные результаты в работе, особенно если оно применяется безличным образом и как можно быстрее после нарушения, оно может также привести к негативным последствиям, когда сотрудники либо возмущаются таким действием, либо чувствуют, что с ними обращаются несправедливо.
Таким образом, хотя наказание представляет собой мощную силу для корректирующего обучения, его применение должно быть тщательно продумано и реализовано. В целом, для того чтобы наказание было эффективным, наказание должно "соответствовать тяжести преступления", назначаться наедине и разъясняться сотруднику.
Отвлечение хулигана с рабочего места
Исследования показывают, что почти 50 процентов работников в США в определенный момент времени сталкиваются с издевательствами. Важно учитывать все виды издевательств, а не только дискриминацию или домогательства. Анджела Андерсон работала в административном совете юридической школы и на собственном опыте пережила издевательства.
Зачастую ее менеджер кричал на нее перед другими коллегами, и Анджеле было ясно, что она не очень-то нравилась. К сожалению, не только Анджела почувствовала гнев этого менеджера, который часто так же обращался с взаимодействиями с другими сотрудниками. Многие из сотрудников, включая Анджелу, пытались успокоить своего менеджера, но ничего не помогло бы.
Однажды Анджеле угрожал менеджер, и прежде чем Анджела смогла связаться с отделом кадров, ее уволили. Этот пример является экстремальным случаем, но возможность обжалования нежелательного и деструктивного поведения сотрудника является важным действием для любого менеджера на рабочем месте.
Подводя итог, положительное подкрепление и обучение избеганию сосредоточены на обеспечении желаемой реакции со стороны сотрудника. С положительным подкреплением сотрудник ведет себя определенным образом, чтобы получить желаемое вознаграждение, а с избеганием обучения, сотрудник ведет себя так, чтобы избежать определенных неприятных последствий. В обоих случаях, однако, желаемое поведение руководителя улучшается. В отличие от этого, вымирание и наказание сосредоточены на попытках надзорных органов снизить частоту случаев нежелательного поведения.
Иными словами, вымирание и наказание обычно используются для того, чтобы заставить кого-то прекратить делать то, что не нравится руководителю. Из этого необязательно следует, что человек начнет действовать наиболее желательным или правильным образом. Часто учащиеся испытывают трудности с разграничением между избеганием и исчезновением или с пониманием того, как или то или иное может оказать существенное влияние на их поведение. Важно помнить о двух факторах.
Первое, что мы просто назовем "историческим эффектом". Отсутствие притеснений может способствовать быстрому прибытию сотрудника на работу, если в прошлом он подвергался притеснениям за опоздание. Своевременное прибытие и тем самым недопущение прошлых преследований укрепило бы своевременное прибытие. Такая же динамика сохранилась бы и в случае вымирания. Если бы в прошлом сотрудника хвалили за то, что он прибыл вовремя, а затем поздно и не хвалили, это ослабило бы тенденцию к позднему прибытию.
Второй фактор мы будем называть "социальный эффект". Например, если вы видите, что другие лица подвергаются преследованиям, когда они прибывают поздно, а затем, когда вы прибываете вовремя, вы не подвергаетесь преследованиям, это может усилить ваше прибытие на работу вовремя. Опять же, такая же динамика сохранится и в случае вымирания. Если бы вы заметили, что других хвалили за то, что они пришли вовремя, то, если бы вы не получили похвалы, когда пришли поздно, это ослабило бы тенденцию к позднему прибытию.
С управленческой точки зрения, возникают вопросы о том, какая стратегия поведенческих изменений является наиболее эффективной. Сторонники стратегий изменения поведения, такие как Skinner, отвечают, что позитивное подкрепление в сочетании с исчезновением является наиболее подходящим способом достижения желаемого поведения. Существует несколько причин для такого акцентирования внимания на позитивном подходе к укреплению.
Во-первых, хотя наказание может сдерживать или устранять нежелательное поведение, оно часто не дает человеку информации о том, как или в каком направлении следует менять поведение. Кроме того, применение наказания может привести к отчуждению человека от трудовой ситуации, снижая тем самым шансы на полезные изменения. Аналогичным образом, обучение избеганию имеет тенденцию подчеркивать негативное; т.е. людей учат держаться подальше от определенных моделей поведения, таких как опоздание, опасаясь последствий.
Напротив, считается, что сочетание позитивного подкрепления с использованием вымирания имеет наименьшее количество нежелательных побочных эффектов и позволяет людям получать желаемое вознаграждение. Некоторые считают, что позитивный подход к укреплению является наиболее эффективным инструментом управления, который должен привести к благоприятным изменениям в организациях.