Великая Отечественная война оставила нам много рассказов о героических подвигах на поле боя.
И хотя очень всегда хочется узнать подробности, браться за их поиск уже стало боязно.
К сожалению, все эти красочные рассказы о невероятных подвигах времён войны (сразу подчеркну, что именно все, а не только советские), при глубоком изучении оказываются не совсем точно изложены. Мой опыт показал, что бывает три варианта.
Вариант первый — это когда реальные события слегка преувеличили и приукрасили. И «слегка» может оказаться очень большим.
Вариант второй, самый неприятный — когда всё оказывается выдумкой сидевших в тылу журналистов и политработников.
Вариант третий, самый интересный — когда, на деле всё, оказывается даже более героическим, чем выдумали журналисты. Подобный случай произошёл, например, с «широнинцами». И, к сожалению, пока это единственный пример, но я надеюсь, что найду и другие.
Самый распространенный случай, когда берутся реальные данные, а потом их, как говоривал наш математик, путём хитрых преобразований, превращают в нечто удивительное, и, увы, обычно совершенно недостоверное.
Вот, скажем, атакуют немецкие танки село. В ходе атаки подбито восемь немецких танков. Эти восемь танков потом округляют до ровного счёта, скажем, до семнадцати и записывают в наградные документы командиру танкового взвода. Этот лейтенант, действительно сражался, по танкам стрелял, и вполне заслужил награду. Но при этом, как-то забывают, что село это оборонял не его единственный танк, а целый взвод, а взводов было целых три, а ещё был батальон пехоты, усиленный десятком противотанковых пушек. А немцы вообще сообщают, что большинство танков подорвалось на минах, и когда им часа за полтора-два поправили поврежденные гусеницы, то танки снова пошли в бой. Но нам рисуют картину с двумя десятками пылающих на поле немецких танков, которые подбил один танкист.
Впрочем, бывает, что подбитые танки делят на всех. Так, в одном из боев на Курской Дуге, два десятка танков, подбитых у деревни Верхопенье хватило на трёх Героев Советского Союза. Причём, что стоит подчеркнуть, все свои Золотые Звёзды заслужили. Но кому-то показалось мало, что взвод в бою подбил четыре танка. Сделали из них семнадцать и записали на командира.
Только не надо ругать советскую власть. Я уже выше упомянул, что писать о потерях противника в стиле: «Нечего басурманов жалеть — пиши больше!», это отнюдь не наша национальная особенность.
У немцев есть такой танковый ас Михаэль Виттман. Я его биографию не изучал подробно, но как-то заказали мне статью, в которой надо было рассказать и про знаменитый бой у французского местечка Виллер-Бокаж 13-го июня 1944 года. В том бою на счёт Виттмана записано 11 английских танков и 13 бронетранспортеров. Причем один танк «Кромвель» уничтожен тараном. Однако сразу же при изучении подробностей, видно: при подсчете уничтоженной английской бронетехники забыли, что немецких танков в том бою участвовало несколько больше, чем один. И половину подбитых машин с Виттмана сразу долой, поскольку остальные же тоже не цветочки собирали.
Кстати, такие методы не только на войне, но и в мирной жизни. Я, разумеется, Стаханова не застал, хотя и общался с теми, кто рядом с ним работал. Но и сам я, когда в молодости работал на шахте угольной, хорошо помню, как давал рекорды наш штатный Герой Социалистического Труда. По той же схеме.
Что важно отметить. Не стоит обвинять танкистов, бронебойщиков и прочих персонажей невероятных историй, в том, что они сами «слегка преувеличили».
Не могу сказать за всех, но во многих случаях изначально результаты они сообщали верные. Во всяком случае, отнюдь не невероятные.
Так, Герой Советского Союза танкист Замула, которому записывают то 17, то 22 танка за один бой (иногда, правда, за два дня), на самом деле по документам подбил четыре танка, да и то вроде не он сам, а его взвод. Но кому-то это кажется слишком мало. Они бы сами попробовали в танке хотя бы просто проехать с километр — очень незабываемые впечатления, совсем не похожие на кадры из кинофильмов.
А вот широко разрекламированный танкист Колобанов, про которого пишут, что он за полчаса сжег 22 немецких танка, на самом деле после боя доложил лишь о двух подбитых танках. Ещё двадцать были «подбиты» на следующий день, по «уточнённым данным». Хотелось бы посмотреть на того, кто ходил уточнять: наши войска к тому времени отступили уже на приличное расстояние от места, где Колобанов вёл бой. И что-то я сильно сомневаюсь, что кого-то отправляли в тыл немцев, уточнить, сколько там «догорает танков».
Я знаю, что некоторые люди изучают подобные рассказы для того, чтобы найти нестыковки и порадоваться тому, что что-то оказалось выдумкой. Это, конечно, право каждого, но лично у меня цели другие.
Я оптимистично каждый раз надеюсь, что всё написанное окажется, если и не полной правдой, то хотя бы не полной выдумкой.
А журналистов с их стремлением «подбить» побольше танков хочется проклясть от всей души.
Стыдно за коллег. Хотя бы за одних только «панфиловцев». Ведь дивизия героически сражалась, там толстую книгу можно написать, если о реальных подвигах. Но выдуманная журналистом история всё испортила, поскольку теперь некоторые любую информацию про «панфиловцев» пытаются поделить на шестнадцать.
А вы знаете, кстати, за что дивизия Панфилова получила гвардейское звание? Уверен, что ошибаетесь.
Рекомендую: