Большие ансамбли и малые группы.
В главе, посвящённой джазовым биг-бендам, Йоахим Е. Берендт рассмотрел вопрос перехода фри-джазовых оркестров от стиля 1960-ых к джазу 1970-ых лет. На первый взгляд может показаться, что свободная импровизация в больших оркестрах почти невозможна. Но понятие фри-джаза как «в-целом свободной импровизации», слишком упрощённое и вредное. На практике фри-джаз означает не что иное, как возможность расширять обычные гармонические, мелодические, ритмические и формообразующие структуры. А кое-что из этого возможно и в рамках биг-бенда.
Globe Unity Orchestra - Globe Unity 70 (1970/11/07) - Vitet /trumpet Tomasz Stanko/.
У истоков фри-джазовой тенденции в рамках расширенных ансамблей стоит контрабасист Чарли Мингус, который в свете своей новаторской деятельности выступил с биг-бендом подобного направления на джазовом фестивале в Нью Порте и в нью-йоркском зале Таун Холл ещё в 1964-ом году. Годом позже в Нью-Йорке была образована экспериментальная студия джазовых композиторов. Её главными действующими силами были композитор и трубач Майкл Мантлер /Mike Mantler/ и пианистка Карла Блэй/Carla Bley/, автор хороших, порой даже лирически хрупких композиций, столь же необычных, как например произведения Телониуса Монка /Thelonius Monk/.
В оркестре, образованном членами этого объединения, который по понятным причинам не имел регулярного состава, играли лучшие фри-джазовые музыканты, включая Сесила Тейлора /Cecil Taylor/, Дона Черри /Don Cherry/, Росуэлла Рода /Roswell Rudd/, Фарао Сэндерса /Pharao Sanders/, Ларри Кориэлла /Larry Coryell/ и Гато Барбьери /Gato Barbiery/. Наиболее значительным результатом их работы стала запись джазовой оперы «Лифт через горы», сочинённой Карлой Блэй в соавторстве с Полом Хайнсом /Paul Haines/. Это произведение, изданное на трёх LP-дисках, разумеется, уже выходит за рамки джаза, устремляясь в направлении «тотальной музыки», содержащей элементы джаза, рока, модернистких тенденций серьёзной музыки и экзотичных народных культур.
Значительным примером соединения элементов различных стилей, на сей раз преимущественно из области джаза, является музыка большого оркестра, руководимого пианистом Саном Ра /Sun Ra/. В ней звучат отзвуки рифов Каунта Бейси и Дюка Эллингтона, блюз, спиричуэл, африканские «хайлайф» , египетский покой и чёрные ритмы Африки и обеих частей Америки. При этом атмосфера их аранжировок, близка к ритуальному экстазу, типичному для афроамериканских традиций, но перенесённых в эпоху космических полётов. Фольклорная мифология, обрамлённая рамками Космоса (отдельные композиции в репертуаре оркестра носят такие названия, как «Следующая остановка Марс», либо «Общество далёкой Вселенной» и т.п.) существует рядом со сценическими эффектами, характерными для негритянских шоу. Всё это создаёт комбинации, которые даже вызывая ироническую улыбку слушателя, не допускают ни малейшего упрёка в своей неэффективности.
Sun Ra Arkestra "Shadow World" West Berlin
Разумеется, что фри-джазовые биг-бенды представляют лишь одно из направлений, в котором развивалась деятельность больших оркестров в 1970-ые годы. Наряду с ними существуют и «банальные» джазовые биг-бенды, которые перенесли некоторые традиции свинговых оркестров в современный мейнстрим и большие оркестры рок-направления, для которых термин «большой» не вполне правомерен, поскольку их составы по численности не превышают 7-11 исполнителей. Тем не менее характерный для биг-бендов объёмный звук, его расклад и приёмы в игре секций сохраняют все атрибуты традиций биг-бендов.
Thad Jones and Mel Lewis Orchestra-Consummation-Ahunk Ahunk/ 1970 year/
После первого импозантного натиска таких ансамблей, как Blood, Sweat&Tears, Chicago и некоторых других стало ясно, что дальнейшее развитие в этой области не принесёт ничего замечательного. Прежде всего потому, что подобные «роковые биг-бенды» не отличались заметным стремлением создать свой оригинальный стиль, рифы их духовых представляли собой простые перепевы аккордных построений гитары. По правде говоря, решение автора поместить эти ансамбли среди джазовых биг-бендов выглядит довольно спорно, ибо проблематика рока с трудом может уложиться в какой-либо отдельной главе книги, посвящённой джазу. Правда нельзя не согласиться с Берендтом в том, что лучшие из этих групп и сегодня привлекают внимание джазовой аудитории. Наиболее выразительными в музыкальном плане среди этих ансамблей является группа Santana (в её LP-диске Caravanserai Берендту видятся задумчивость Джона Колтрейна и многогранность Гила Эванса) и коллектив Френка Заппы /Frank Zappa/. Творчество Заппы после кинофильма "200 мотелей" и LP-пластинок Chunga’s Revenge и Waka Yawaka достигло своего зенита на альбоме Grand Wazoo в 1972-ом году.
Frank Zappa - Cletus Awreetus-Awrightus
Состав духовых инструментов его группы здесь расширен до шести язычковых и пяти медных инструментов, поддерживаемых различным набором клавишных, включая минимуг (minimoog), двумя гитарами, обычной ударной установкой и двумя дополнительными ударными инструментами. Общая тема этой пластинки-история фантастической битвы между армадой «фанки» короля Клета и войском «мелких посредственностей». Усиленная смычковой группой и «озвученная» эта тема имеет все черты, присущие гротескным пародиям Заппы, в которых скрывается едкая социальная сатира, сложно зашифрованная в разных плоскостях.
Santana-Caravanserai- Eternal Caravan of Reincarnation /1972 year/
Однако необходимо отметить, что главным направлением биг-бендового джаза 1970-ых всё же являются так называемые «банальные» оркестры, которые, несмотря на все пессимистические прогнозы обнаружили удивительную жизнеспособность. Совершенно самостоятельное место среди них занимает большой оркестр Дона Эллиса /Don Ellis/, который обогатил джазовую литературу особыми композициями сложных размеров. В одном, исключительном случае, он представил на суд слушателей пьесу, построенную на 85-ти интервалах.
А композиции в 19 интервалов (например в разбивке 3-3—222-1-2-2-2) являются для него обычными «свинговками». На его LP-пластинке “Tears Of Joy”/Слёзы Радости/ Дон Эллис противопоставил своему биг-бенду смычковый квартет, который, усиленный репродукторами, стал равноценным звуковым партнёром оркестра, состоящего из разнообразных духовых инструментов. В последнее время этот биг-бенд редко выступает и записывается, так как Дон Эллис чаще работает с небольшим ансамблем.
Don Ellis - Tears of Joy-Strawberry Soup/1971 year/
К оркестрам, которые принесли менее всего музыкальных сюрпризов, но зато отличались солидным, свинговым звучанием, Берендт относит, например, биг-бенды Бадди Рича /Buddy Rich/, Луи Беллсона /Louis Bellson/ , в прошлом барабанщика Дюка Эллингтона /Duke Ellington/, либо трубача Дока Северинсена /Doc Severinsen/. Похвально отозвался он и о европейском оркестре Кенни Кларка и Френси Боланда /Kenny Clarc-Francy Bоland Orchestra/. После успешного японского турне в этом оркестре играли такие новаторы-модернисты, как Альберт Мангельсдорф /Albert Mangelsdorf/, Джон Сармэн /John Surman/ либо Жан-Люк Понти /Jean-Luc Ponty/, что привело к подлинной модернизации звука, отразившейся в содержании LP- пластинки, очень точно названной «Смена Сценария»/Change of Scene/, на которой оркестр аккомпанировал тенор саксофонисту Стэну Гетцу /Stan Getz/. Однако, как оказалось, устойчивость и жизнеспособность тоже имеют свои проблемы, что отразилось, например в том, что пока книга Берендта готовилась к изданию этот оркестр прекратил регулярную работу.
Stan Getz / Clarke Boland Big Band - Change of Scenes /1971 year/
Музыкально неповторимым биг-бендом 1970-ых останется, очевидно, оркестр, руководимый трубачом Тэдом Джонсом и барабанщиком Мелом Льюисом /Thad Jones-Mel Lewis Orchestra/, в котором секцию труб возглавил выходец из оркестра Каунта Бейси Снуки Янг /Snooky Young/, в секции саксофонов играют Джером Ричардсон /Jerome Richardson/, Джо Фаррелл /Joe Farrell/, Эдди Дэниельс /Eddie Daniels/, Пеппер Адамс /Pepper Adams/ и Билли Харпер /Billy Harper/, а басовую линию отлично ведёт Ричард Девис /Richard Davis/.
Собственную позицию занимают и аранжировки Оливера Нельсона /Oliver Nelson/, написавшего для Гато Барбьери целый ряд его фестивальных номеров (Монтрё-1971), напоминающих уникальные сольные миниконцерты Дюка Эллингтона, а для Каунта Бейси его примечательную пластинку “Africa”, намного отличающуюся по стилю от привычной манеры Бейси.
Oliver Nelson - The Shadow Of Your Smile
Внимание заслуживает по мнению Берендта и лондонский ансамбль «Братство Духа» /Brotherhood Of Breath/, который под руководством южноафриканского пианиста Криса МакГрегора /Chris McGregor/ объединил в своих рядах южноафриканских эмигрантов с лучшими английскими музыкантами.
Так же и среди малых групп начала 1970-ых Берендт различает три главных направления. Он делит эти группы на три категории: джазовые комбо, ориентирующиеся на существующий «банальный» джаз, главным образом хард-бопового стиля, группы, играющие музыку, сохраняющую черты рока или блюза и ансамбли, которые можно назвать «джаз-роковыми», либо «электрическими». В «банальной» области к лучшим ансамблям всё ещё принадлежат Джаз Мессенджерс /Jazz Messengers/ Арта Блэки /Art Blakey/ и их коллеги с калифорнийского берега, Джаз Крусейдерс /Jazz Cruseders/.
Art Blakey & the Jazz Messengers - Nica's Dream
Тенденцию роста после долгого застоя показал также и квинтет Кэннонболла Эддерли /Cannonball Adderley/, высокие стандарты выдерживает трио Оскара Питерсона /Oscar Peterson/ (хотя в последнее время Питерсон чаще выступал сольно). До возвращения своего руководителя в США, к лучшим мировым группам принадлежал также и Юропин Ритм Мейшн /European Rhythm Machine/ альт саксофониста Фила Вудса /Phil Woods/. Хорошее впечатление оставляет и ансамбль, носящий название Уорлд Грейтест джаз бенд /World Greatest Jazzband/ под руководством трубача Янки Лоусона /Yancey Lawson/ и басиста Боба Хогарта /Bob Hoghart/, обогативших традиционный джаз элементами, типичными для модерна, показав действительно новый подход в мире застойного традиционного джаза.
Black Messiah Part 2 - Berlin, Live 1972 - Cannonball Adderley / George Duke
В категории, посвящённой роковым и блюзовым группам, так же как и в главе о «роковых биг-бендах» указывается, что эту область никак нельзя полностью относить к миру джаза. В целом сцена роковой и блюзовой музыки в начале 1970-ых выглядела весьма неприглядно: отдельные группы существуют весьма недолго, а их составы постоянно меняются. Символическим концом наиболее стабильного творчества второй половины 1960-ых Берендт назвал «прощальный концерт» группы «Крим» /Cream/ 1968-го года. Добровольный роспуск группы стал как бы признаком того, что нельзя вечно идти «от одной сенсации к другой, от хита к ещё большему хиту, от успеха к успеху и признаком того, что эта эра должна когда-то закончиться». Из отдельных примеров 1970-ых Берендт подробно рассматривает лишь группу Софт Мейшн /Soft Machine/, которая по его мнению обошла ряд современных групп этой области: для джазовых фанатов она слышится слишком «роковой», а для рок-аудитории-чересчур джазовой.
Soft Machine - Third /1970 year/
Для джаза 1970-ых наибольшее значение имеют комбо, представляющие в своём творчестве синтез различных элементов-от рока до свободной обработки всех существующих джазовых стилей. Их история начинается ансамблем Майлса Девиса /Miles Davis/ (LP - диск Bitchies Brew).
Miles Davis - Bitches Brew Clip
Далее их развивают музыканты, сотрудничавшие с Девисом в разное время в его группе и постепенно вставшие на собственные ноги. Тенорсаксофонист Уэйн Шортер /Wayne Shorter/ записал под своим именем две знаменитые LP- пластинки: Super Nova и Odyssey of Irska. В последней из них рассказывается о новой одиссее темнокожего человека, являющегося символом человеческой души. Поиски, дорога, открытие человека в новом доступном мире и его собственном духовном мире являются вообще как бы новой «общей темой» джаза этого десятилетия. Для музыки 1970-ых эта тема также характерна, как была типичной тема любви и счастья для эпохи свинга, либо тема одиночества для эры би-бопа.
Wayne Shorter - Super Nova
К данной категории относятся, например пластинки Херби Хэнкока (Maiden Voyage), Френка Заппы (Grand Wazoo), Карлоса Сантаны (Caravanserai). Так же, как и диск Джо Завинола (Zawinul), представляющий собой музыкальные воспоминания её автора о детских годах, которые он провёл на овечьих пастбищах в Австрии, о первых нью-йоркских впечатлениях и вплоть до современных дней. В 1971-ом году Джо Завинол вместе с Уэйном Шортером основал группу Weather Report, которая по мнению Берендта нашла свой собственный почерк и путь во второй LP-пластинке "I Sing The Body Electric".
К числу музыкантов, ранее игравших с Майлсом Девисом и сегодня возглавляющих знаменитые ансамбли относятся пианисты Херби Хэнкок, барабанщик Тони Уильямс /Tony Williams/ (ансамбли Lifetime, Ego), другой барабанщик Джек Де Джоннетт /Jack De Johnnette/, игравший до Дэвиса в другой ключевой группе, создававшей в 1960-ые звуки будущего, в квартете Чарльза Ллойда /Charles Lloyd/.
Собственный квартет возглавляет и бывший партнёр Джона Колтрейна /John Coltrane/ пианист Мак-Кой Тайнер (McCoy Tyner). Его долгоиграющий диск “Sahara” отвечает вкусам приверженцев обеих областей: Сахара-это образ пустыни, такой громадной, что необходимо потратить всю жизнь на то, чтобы пройти её из конца в конец. С Майлсом Девисом работал так же и альт саксофонист Гэри Бартц /Gary Bartz/, который позже создал собственный аесамбль Ntu Trop. В его музыке, как в зеркале отразилось всё: от космоса до старого блюза, от Вьетконга до африканского движения освобождения.
Особенно важное место в 1970-ые занимают два джазмена, ранее тоже игравшие в ансамблях Девиса. Это пианист Чик Кориа (Chick Corea, группы Circle и Return To Forever) и гитарист Джон Мак-Логлин /John McLaughlin/, ведущая сила Mahavishnu Orchestra. «Из пяти участников первоначального состава этой группы, трое по происхождению европейцы. И в этом нет ничего исключительного: выходцы из Европы в 1970-ые всё крепче осваиваются и оседают в джазе, что является в первую очередь признаком эклектичного, синтетического характера джаза 1970-ых, в котором двери широко открыты для разных традиций, а не только для спонтанных афро-американских экспериментов. А в музыке Mahavishnu Orchestra традиционные элементы гораздо сильнее, чем элементы авангарда»- немного неожиданно завершает Берендт свой очерк о группах 1970-ых.
«Было бы ошибкой признавать эту музыку авангардной в том смысле, в каком была авангардной в 1960-ые музыка Орнетта Коулмана, Джона Колтрейна, Альберта Эйлера и Сесила Тэйлора. Однако Mahavishnu Orchestra и другие ансамбли 1970-ых авангардны в другом смысле- они авангардны, признавая, что на современном этапе традиционные элементы современны. Это наверное и является объяснением того, почему сегодняшняя молодёжь так мало знает о том, что развитие джаза принесло с собой ранее . Традиции джаза здесь, с нами, живут сегодня и каждый миг! И сегодня, в 1970-ые годы наступил впервые в истории джаза такой период, когда в той или иной форме он несёт в себе всё, что до сих пор принесло его развитие».
Опубликовано в журнале Melodie # 12, 1974
Автор Lubomir Doruzhka.
Перевод с чешского, оцифровка и оформление текста Михаил Н. Манахов.