В 1929 г., характеризуя свое драматическое творчество, Маяковский писал: «Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы».
Эта установка на превращение театра в трибуну явилась основанием для новаторства поэта и в этой области.
Один из лучших исследователей драматургии Маяковского — А. Февральский — пишет, что, «не признавая стандартных форм драматического театра, Маяковский не придерживался границ между различными жанрами этого театра и широко поль зовался выразительными средствами различных зрелищных ис кусств. Вместе с тем, он включил в построение пьес приемы других литературных жанров».
Использование Маяковским-драматургом приемов и других литературных жанров позволило А. Февральскому указать на лиричность даже последних пьес Маяковского — «Клопа» и «Бани». Находя в них уже не «обобщенные социальные маски», характерные для «Мистерии-буфф», а образы, обладающие «бо лее и менее развитыми психологическими характеристиками», А. Февральский утверждает все-таки, что в «Клопе» и «Ба не», написанных прозой, Маяковский остается поэтом».
В самом конце XIX и начале XX вв. поэты дворянско-буржуазного декаданса, отказавшись от следования реалистическим традициям классической русской поэзии, — оказались не спо собными со своих идеалистических позиций разобраться в зако номерностях развития жизни и поэтому всю литературу сводили к субъективистской лирике.
«Самое типическое из искусств, — писал в 1902 г. В. Брюсов, являвшийся тогда вождем символизма, — лирика. Собст венно «искусство» и «лирика» — понятия тождественные. Все искусство стремиться стать лирикой».2
Сии отказались от изучения объективной действительности, отдав предпочтение чистому мистическому искусству. Действи тельность была для них лишь средством символической переда чи их субъективистских переживаний и предчувствий. «Харак-
черной чертой символизма в искусстве, — писал другой круп нейший символист — А. Белый, — является стремление вос пользоваться образом действительности, как средством переда чи переживаемого содержания сознания».
Но отказавшись от изучения мира объективного, декаденты оказались бессильными утвердить и мир субъекта. Отсюда им прессионистический характер их поэзии, сглаживание различий между литературными родами, между лирикой и эпосом, лири кой и драмой.
На долю дореволюционного Маяковского выпала задача восстановить в области поэзии реалистические традиции рус ских классиков, а после революции — обогатить эти традиции новаторским решением проблемы лирики.
Взаимопроникновение и гармония субъективного и объектив ного начал, лирического и эпического элементов, присущие лири ческой поэзии Маяковского, были подсказаны и продиктованы ему новей социалистической действительностью и поэтому, как небо от земли, отличаются от сглаживания различий между литературными родами декадентской поэзии. Сглаживание различий между литературными родами у декадентов обозначало от ход от реализма, измельчание и распадение личности; вторжение эпического в лирику Маяковского означало сближение искусства с жизнью, обогащение личности ее непосредственными связями с действительностью, ее активными действиями, на правленными на переделку мира.
Однако, ему, искренне приветствовавшему разрушение ста рого мира, не дано было до конца понять мир созидания социализма, самые заветные мысли и чувства его передовых строите лей. «Не такие люди, как я, нужны для этого великого дела, — признавался Блок. — Мы несем слишком большой груз воспоминаний и сожалений. Нам не дано ясности зрения. Наши гла за привыкли к сумеркам. А здесь все на беспощадном солнеч ном свету».
В отличие от Блока, Маяковскии, свободный от груза воспоминаний и сожалений, шел навстречу беспощадному солнечному свету коммунизма и сам поклялся «светить всегда, светить везде до дней последних донца»
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод о том, что при всем многообразии талантливейшей литературно-творческой деятельности Маяковского он является лирическим поэтом по преимуществу, потому что именно в лирике полнее и сильнее, чем в других родах, проявилось идейно-художественное его новаторство—«утверждение им новой советской действительности и нового советского человека, разрушившего старый мир насилья и вдохновенно строящего новый мир..Называя Маяковского лириком по преимуществу, мы, однако, не намерены умалять тем самым огромного значения творчества Маяковского — эпика, драматурга, очеркиста, киносценариста, публициста, критика.
Не ставя здесь своей задачей осветить все стороны многогранной литературной деятельности Маяков ского», мы отдаем себе полный отчет в том, что и в этих областях его новаторского творчества мы имеем дело с дальнейшей разработкой лучших традиций нашей русской классической литера туры на основе принципов социалистического реализма, осново положник которого — М. Горький — еще до Октябрьской ре волюции создал прекрасные образцы новой эпики и драматур гии, очерка и публицистики.