Описания интересных народных обрядов сохранились только в работах этнографов. Сегодня это уже уникальные реликтовые сведения. Состав населения в русских деревнях поменялся, да и деревни русские исчезают с лица земли. Вместе с коренным деревенским жителем исчезает и фольклор, и живая народная традиция – особенное мировоззрение русского крестьянина.
Я со студенческих ещё лет серьёзно изучаю фольклор, народные традиции и обряды. В блоге своём я иногда пишу на эту тему. Пишу, хотя и понимаю, что эта тема сегодня не очень-то популярна. Но всё же считаю нужным это делать…
Сегодня расскажу про древние народные обряды, связанные с рождением ребёнка.
Само слово «роды» в русской народной культуре табуированное понятие. Когда у крестьянина жена чувствует первые схватки, она отправляется в баню или в овин. А муж тем временем бежал к деревенской повитухе со словами:
- Моя жена ногу сломала. Поди, матушка, помоги ей.
Или.
- Жёнка моя поехала в Могилев. (Могилев от слова могила)
Повитуха понимала, что происходит, и спешила к роженице. Почему нельзя было прямо говорить: «жена рожает»? По двум причинам!
Во-первых, могла подслушать нечистая сила и навредить - подменить новорожденного.
Во-вторых, считалось, что женщина в родах находится меж двух миров. Между Жизнью и Смертью. «Сие тайна страшная есть» Тайна рождения. Тайна появления нового человека на Земле. Предполагалось, что ребёнок родится в этот мир через тело женщины, но непосредственно из потустороннего мира. Отсюда и выражение: «Поехала в Могилев» И ассоциация с могилой – с потусторонним миром. А всё тайное – табу.
В самой глубокой дохристианской древности рожали бабы в овине. Овин – особая постройка для просушки снопов. Состоял овин из двух частей. Внизу была яма с печью без трубы, а наверху подобие решётки для просушки снопов. Иногда овин называли ещё – рига. Зазывая на помощь повитуху, крестьянин мог ещё сказать так:
- Поди к нам, матушка. Жёнка моя в ригу поехала.
Позже рожали крестьянки в банях. И овин, и баня в русской традиции это «окно в иное измерение» Вплоть до 19 века там не держали икон, и освещать эти постройки долгое время было не принято.
Исследователями фольклора деревень русского севера - Архангельской, Вологодской области, отмечен интересный обычай. В то время, как жена рожала в бане. Муж громко стонал и охал дома. Делал он это для того, чтобы забрать боль, отвлечь её на себя. Считалось, что это реально помогает женщине легко родить.
Если роды затягивались, роженице предлагали переступить через лежащего на полу мужа. Ещё открывали все двери и засовы в доме и во дворе. Выпускали на волю птицу и скотину. Пространство вокруг роженицы должно было быть открыто. Верили, что внешние преграды могут быть помехой для перехода ребёнка в Земной мир.
Наконец ребёнок рождается. Что происходит дальше? Весьма желательно, чтобы пуповину перерезала сама мать. Она перевяжет пуповину крепкой суровой нитью. После этого пуповину завернут в тряпицу, и спрячут до времени в сундук. В сундуке же часто сохраняли и плаценту. Согласно поверьям, если человек заболеет, то воздействием на плаценту можно добиться исцеления. Ну, а с пуповиной связан интереснейший обряд «развязывания ума» (Об этом обряде я расскажу в другой раз, так как он относится уже к деткам 7-ми летнего возраста.)
Приняв новорожденного, повитуха разминает его тело, осматривает на предмет родинок. Наличие родинок расценивается, как большое благо. Родимые пятнышки – как меточки, указывали на то, что ребёнок действительно свой собственный. Если же родинок не обнаруживалось проводили «обряд узнавания»
Народная логика проста. Признать ребёнка за своего можно было только после того, как убедишься, что это не «подменыш». По народному поверью ребёнок мог быть подменён нечистой силой даже ещё в чреве матери. Делалось это во сне, и беременная могла и не чуять подмены. Новорожденного мог похитить и банник – дух обитающей в бане. Или овинник – хозяин овина. Вместо человеческого ребёнка нечистая сила подсовывала своего. Вот потому то и радовались, обнаружив на тельце новорожденного родинки, в которых видели своеобразный маркер человеческой сущности. Если родинки располагались на теле так, что ребёнок не мог сам их видеть, то считалось - это верный признак счастливой доли.
Если же никаких особых примет на теле новорожденного не обнаруживалось, следовал обряд узнавания.
Хорошо сохранились рассказы про этот обряд у казаков. Называли такой обряд – «Метание под стол»
Собиралась вся родня. Новорожденного прятали под стол, затем, резко вынимая, клали на стол. Родственники склонялись над малышом, и разглядывали его личико, ручки. Искали сходство с членами семьи. Так поступали трижды.
Почему это было важно? Да потому, что все люди имеют отличительные индивидуальные черты. А нечисть вся на одно лицо. Отсюда безобразный – значит страшный, не имеющий образа, то есть индивидуальности. Признавание в новорожденном члена семьи – очень важный социальный акт.
Сегодня мы неосознанно повторяем действия наших далёких предков. Дотошно разглядываем не оформившееся личико новорожденного, ищем черты сходства, как и 1000 лет назад.
Как поступали, в том случае, если ребёнок рождался раньше срока?
Недоношенного малыша заворачивали в тёплые тряпки, иногда, даже, засовывали в валенок, и отправляли на печь. Там в тепле он и дозревал. Говорили «допекался»
Если младенец часто кричал или много болел, его опять-таки перепекали в печке.
Помните, как в сказке «Жихарка» Лиса предлагает Жихарке лечь на лопатку - она его и отправит в печь. Жихарка на лопату не лёг, а предложил Лисе показать, как это делается на личном примере. Это его в итоге и спасло, так как в печь он отправил Лису.
Обряд перепекания - очень древний обряд. Младенца клали на хлебную лопату, иногда замазывали слоем теста, и отправляли в тёплую печь. Конечно, не в горячую! Смысл этого обряда в том, чтобы хвори и всё неправильное сгорело. В этом случае печь, как бы исправила дитятко – перепекла его.
Но в любом случае в народной традиции новорожденный ещё не считается полноценным человеком. Конечно, смертность детей в старину, была больше, чем в наше время. И, наверное, народная традиция выработала своеобразную психологическую защиту. Считалось, что ребёнок до 7 лет пришёл в земную жизнь ещё не насовсем. Может и уйти. Кстати, таких же воззрений придерживается и японская народная традиция. Только после 7 лет, после «развязывания ума» ребёнок окончательно переходит в мир земной, и становится человеком. А до 7-ми лет крестьяне детей не бранят, и шалости все с рук спускают. «С дитятка и спрос не велик» Зато после 7 лет взрослел отрок очень быстро.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!