Другой класс культурной концептуализации - культурная категория. Категоризация является одной из наиболее фундаментальных когнитивных действий человека. Она начинается, хотя и в своеобразной форме, в раннем возрасте. Во многих исследованиях изучался вопрос о том, как дети привлекаются к классификации объектов и событий в раннем возрасте. Обычно дети начинают с создания своих собственных категорий, но по мере взросления, в рамках своего когнитивного развития, они изучают и обнаруживают, как их язык и культура классифицируют события, объекты и опыт.
Категоризационные исследования фокусируются на изучении и использовании категорий, разделяемых культурой и связанных с языком - то, что мы будем называть «культурной категоризацией». Культурные категории существуют для объектов, событий, условий, психического состояния, свойств, отношений и других компонентов опыта (например, птиц, свадеб, парков, спокойствия, голубого цвета и выше). Как правило, эти категории приобретаются в результате невоенного контакта с лицами, обеспечивающими уход, и культуры, не имеющей четких инструкций. Категоризация многих объектов, событий и опыта, таких как «продукты питания», «овощи», «фрукты» и т.д. и их прототипы построенные с учетом культурных особенностей.
Следует отметить, что ссылка на свадьбу как категорию в приведенной выше цитате отличается от использования этого слова применительно к культурным схемам. «Свадьба», как культурная категория относится к типу мероприятия, который отличается, например, от «помолвки» или «ужина». «Свадьба», как культурная схема включает в себя все остальные аспекты мероприятия, такие как процедуры, которым необходимо следовать, последовательность мероприятий, роли, которые играют различные участники, и ожидания, связанные с этими ролями. Что касается взаимосвязи между культурными категориями и языком, то многие лексические элементы человеческих языков выступают в качестве обозначений для этих категорий и их примеров. В английском языке слово «еда» относится к категории, и такое слово, как бифштекс, является примером этой категории.
Обычно категории образуют сети и иерархии, в том случае, если категория сама по себе может служить категориями со своими собственными экземплярами. Например, макаронные изделия относятся к категории «пищевых» и имеют собственные экземпляры, например, пенне или ригатони. Кроме лексических предметов, в некоторых языках культурные категории обозначены существительными классификаторами. Например, язык австралийских аборигенов мурринхпатха использует десять классов существительных, отражающих культурную классификацию. Эти категории идентифицируются с помощью маркеров существительного класса, которые появляются перед именем существительного. Следующий список включает маркеры класса и определение каждой категории:
Карду - Аборигены и человеческие духи;
Ку - неаборигены и все другие аниматы и их продукция;
Кура - питьевая вода (т.е. "пресная вода") и коллективные условия для пресной воды (т.е, «дождь», «река»);
Ми - цветы и плоды растений, и любые растительные продукты.
Также:
Тамул – копья;
Гром - наступательное оружие (оборонительное оружие принадлежит нантс), гром и молния, игральные карты;
Тунгку - огонь и вещи, связанные с огнем;
Да - место и сезон место и время года (т.е. время выпадения сухой травы);
Мурри - речь и язык и связанные с ними понятия, такие как песня и новости;
Нанти - остаточная категория, включающая все, что не входит в остальные девять категорий.
Вышеуказанная категория также допускает множественное членство в том смысле, что в зависимости от своей функции существительное может быть разделено на один класс одновременно и другой класс в другом. Например, бумеранг можно отнести к нанти, когда он используется в качестве противника, и ту, когда он используется в качестве наступательного оружия. Также, в сказках «Сотворение во сне», когда существа-предки превращаются в животных во время своего путешествия по созданию естественного мира, это изменение сигнализируется переходом от одного существительного класса к другому. Эта система классификации существительных укоренилась в культурной классификации Мурринь-паты, которая, в свою очередь, основана на мировоззрении. Например, тот факт, что пресная вода, огонь и язык классифицируются по отдельности, указывает на то, что каждый из них занимает видное место в культуре Мурриньи-паты.
Помимо классификаторов существительных существуют местоимения на многих языках аборигенов, которые отражают культурные категории посредством обозначения степени родства, уровня поколений и родственных связей. В Арабане, например, местоимение «амантара», которое можно перевести на английский язык как «родство-мы», отражает следующую сложную категорию: Амантара, означает мы, принадлежащие к одному и тому же матрилинейному полушарию, соседним поколениям и находящиеся в основных отношениях матери или брата и ребенка матери. В Арабане эта культурная классификация родственных групп также отмечена на втором месте местоимения множественного родства - арантара и третьем лице - множественное местоимение родства - карантара.
Эти примеры наглядно показывают, как некоторые культурные категории кодируются в грамматической системе языка.