Найти тему
Murzilkin's Space

Неизданная история: как едва не погибли космонавты приводнившегося корабля "Союз-23"

В СССР в любой нештатной ситуации СМИ писали, что программа выполнена успешно и всё прошло по плану. А если что-то шло не по плану, об этом молчали. Так было с "Союзом-18а" (экипаж Лазарева и Макарова), и с полётом Терешковой. Так замолчали и ЧП на миссии экипажа "Союз-23", а из-за страха и желания следовать букве нормативов чуть не загубили жизни двух космонавтов, по иронии судьбы один из которых был водолазом.

У Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского был непростой путь к космическому полёту и ещё более сложный путь возвращения обратно на Землю.

Валерий пришёл в отряд космонавтов из состава военно-морской базы, где служил командиром водолазной группы. Он был лётчиком к звёздам, который шёл к ним от морских глубин.

Вячеслав Зудов как лётчик участвовал в поиске вернувшихся с орбиты космических кораблей, а затем сам оказался в претендентах на полёт. Но в процессе прохождения обучения случилось непредвиденное. В командировке Зудов проводил работы с электрооборудованием и из-за замыкания электрической цепи получил удар током. Он пережил клиническую смерть. Казалось бы, это тревожный знак судьбы.

Вячеслав и Валерий (фото сайта ЦПК)
Вячеслав и Валерий (фото сайта ЦПК)

После этого случая врачи напрочь отказались оставлять Вячеслава в отряде космонавтов: боялись, что в космосе дадут о себе знать последствия удара током. Однако Зудов проявил настойчивость и характер: прошёл реабилитацию, а затем заново – все этапы обследования. Придраться было не к чему – и Вячеслава оставили на подготовке к полётам.

Спустя девять лет обучения в отряде, Вячеслав и Валерий в октябре 1976 года должны были отправиться в экипаже "Союза-23" к недавно запущенной орбитальной станции "Салют-5". Стартовавшие четырнадцатого октября космонавты на стыковку зайти не смогли: у корабля отказал стыковочный механизм. На Земле решили возвращать экипаж на Землю досрочно.

Центр управления постановил идти на посадку в ночное время суток, так как ближайшее допустимое для посадки дневное время было только через 7 дней. Система жизнеобеспечения корабля "Союз" на тот момент была готова выдержать вдвое меньше, только 3 суток.

Космонавты должны были садиться в кромешной тьме. Спасатели начали готовиться к усложнённым условиям поиска, а прогнозы погоды передавали сильное понижение температуры и интенсивные снегопады – ситуация становилась всё сложнее. Осенью казахстанские просторы не жаловали поисковые отряды простыми метеоусловиями.

-2

Пока спасатели летели к месту посадки экипажа, пришло сообщение, что корабль с космонавтами сел с перелётом на 120 километров. А тем временем ветер и снег всё усиливались, и в тёмное время суток лётчики вертолётов надеялись найти космонавтов только по приборам.

По картам местности получалось, что полёт вертолётов проходит недалеко от озера Тенгиз. Кто-то из команды пошутил, что раз среди космонавтов есть бывший водолаз, то он точно метит в адмиралы и искать его нужно на воде. Шутку никто не оценил. А спустя пару минут космонавты передали по радиосвязи, что они сели – приводнились, – ровно в том самом озере Тенгиз.

Озеро Тенгиз в Казахстане (40 км в ширину и 75 км в длину)
Озеро Тенгиз в Казахстане (40 км в ширину и 75 км в длину)

Ситуация осложнилась сразу рядом причин. Из-за снегопада и ночной видимости не было ясно расположение капсулы. У части спасателей с собой не было плавательных средств: никто не ожидал посадки на воду. Снаружи температура понизилась до минус 22 градусов: и космонавты внутри, и спасатели снаружи замерзали. А из-за снегопадов вертолёты не могли зависнуть над капсулой, чтобы спустить на тросах спасателей непосредственно к капсуле. Прибывшие же после лодки застревали в снежно-ледовых заторах и тоже не могли подобраться к космонавтам.

Затем стало ещё хуже. Попав в отверстия космического аппарата, вода замкнула контакты, отвечавшие за действия запасного парашюта. Выскочивший парашют накренил капсулу, из-за чего она ещё больше ушла под воду. У космонавтов пропал шанс выбраться из корабля самостоятельно.

После этого вода попала в дыхательную вентиляцию корабля, перекрыв подачу кислорода извне. А запасы воздуха внутренней системы были уже почти исчерпаны. Космонавты были заключены внутри аппарата под водой, зажаты льдами, и у них стремительно заканчивался кислород. Всё грозило обернуться катастрофой.

-4

Спустя пару часов спасатели по-прежнему были не в силах добраться до корабля, а тем временем у экипажа появились первые признаки кислородного голодания. Время от времени выходившие на связь Зудов и Рождественский стали тяжело дышать, в микрофоны прорывались хрипы.

Дело осложнялось тем, что в СССР до этого не прорабатывались действия в случае зимней посадки кораблей на воду. Порядок действий знали лишь при внеплановом приземлении на море, где космонавты в гидрокостюмах выбираются сами, и остаётся лишь забрать их на борт вертолёта.

Спасательные работы на воде в те годы не были регламентированы, всё сводилось к отработке всплывания в гидрокостюмах на Чёрном море
Спасательные работы на воде в те годы не были регламентированы, всё сводилось к отработке всплывания в гидрокостюмах на Чёрном море

Процедуры в случае зимних условий, когда нет невозможности добраться до капсулы, никто не готовил. Не было правил буксировки капсулы по льдам, никто не знал и не был готов придумывать такое сходу. Буксировка могла обернуться гибелью и космонавтов, и лётчиков вертолёта в случае неудачи. Страх провалить операцию и нарушить командные предписания грозил стать для заточенного экипажа гибелью. Близился рассвет, а решения всё не было.

-6

Спустя ещё пару часов стало ясно, что без смены стратегии – пробраться к капсуле на лодках – космонавты погибнут раньше: воздуха у них совсем не оставалось.

Спас ситуацию инструктор и спасатель ЦПК Иосиф Давыдов, который буквально за неделю до этого участвовал в репетиции процедур по спасению экипажа на воде. Действия были впервые проработаны, предстояло зафиксировать их в нормативах и спустить сверху как новые указания. Никто про них ещё не знал. И поскольку времени на объяснения не было – и Давыдов сам бросился к вертолёту спасателей.

Иосиф Давыдов (фото из книги Давыдова И.В.)
Иосиф Давыдов (фото из книги Давыдова И.В.)

Оказавшись в вертолёте, Давыдов дал лётчику указания, каким образом и на какой скорости нужно буксировать капсулу. Не знакомый с такими предписаниями и не получивший прямого указа от командира, лётчик отказался идти на такую операцию. Но счёт шёл на секунды, один из космонавтов уже потерял сознание из-за переизбытка углекислого газа. Приведя аргумент о спасении жизней, Давыдову удалось уговорить вертолётчика на буксирование.

Злосчастный запасной парашют и здесь пытался всё сорвать. Словив струю воздуха, он чуть не привёл к перегрузу вертолёта и срыву всей операции. Но всё обошлось – и капсулу дотянули до берега.

Буксировка капсулы вертолётом на озере Тенгиз (фото из книги Давыдова И.В.)
Буксировка капсулы вертолётом на озере Тенгиз (фото из книги Давыдова И.В.)

Первым вытащили Вячеслава Зудова, за ним Валерия Рождественского. Космонавты были очень бледные, с чёрными кругами под глазами, замёрзшие. Медики быстро уложили их на носилки и стали переодевать в зимнее тёплое обмундирование.

А в это время репортёр из ТАСС сетовал, что у него нет фотоматериала об истории полёта экипажа. Пришлось Иосифу Давыдову, сопровождая Валерия и Вячеслава, довести космонавтов до капсулы для "торжественного" фото. Сам Давыдов в это время юркнул внутрь капсулы, чтобы достать бортовую документацию. И в момент, как он вылазил обратно, фотограф нажал на спуск. Так и получилось на кадре не двое, а трое персонажей.

Рождественский, Зудов и Давыдов, выглядывающий из капсулы (фото из книги Давыдова И.В.). Обратите внимание, что существующие в сети снимки – все с обрезанным верхом, где видно Давыдова
Рождественский, Зудов и Давыдов, выглядывающий из капсулы (фото из книги Давыдова И.В.). Обратите внимание, что существующие в сети снимки – все с обрезанным верхом, где видно Давыдова

 На этом злоключения экипажа и спасателей не закончились. Руководство посчитало, что экипаж не справился с программой полёт и эвакуацией, а значит не заслуживает звания Героев СССР. Лишь три недели спустя после многочисленных заседаний и слушаний это почётное звание космонавтам всё же было присвоено. Их вины в неудавшемся полёте и спасении не было.

Затем начался поиск виноватых среди спасателей и ВВС. Каждое из подразделений считало, что предприняло верные действия и виноваты в промедлении и нарушениях указов руководства не они.

Вячеслав и Валерий после спасения
Вячеслав и Валерий после спасения

На Иосифа Давыдова хотели наложить взыскание за то, что на борту спасательного вертолета он вмешивался в действия лётчика. В итоге жёстких мер не предприняли. Но и тех уроков на будущее, которые можно было извлечь из этого случая, увы, никто из вышестоящих начальников не сделал.

Зато в Центре подготовки космонавтов осознали, что если они сами не будут контролировать все действия, которые могут спасти жизнь космонавтов, то крайних затем искать будет бессмысленно. Так в ЦПК было создано своё подразделение с очень длинным названием:

самостоятельное отделение испытаний средств аварийного спасения (САС), приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон.

Единственная в истории советской космонавтики посадка на воду завершилась далеко не победно, и о ней решили забыть. Как и о тех уроках, которые она принесла.

Счастливый и живой экипаж "Союза-23"
Счастливый и живой экипаж "Союза-23"

Вячеслав Зудов и Валерия Рождественский после своего "второго рождения" на озере Тенгиз больше в космос не летали.

Читайте здесь о сложном возвращении на Землю Андрияна Николаева.
Узнайте тут, как в СССР шифровали состоянии космонавтов во время полёта.
Смотрите здесь, как Королёв подбирал названия для "Востока" и какие профессии видел в космосе будущего

Вы можете поддержать выход новых статей на Патреоне. 🚀 Там будут публиковаться интересные материалы, не вошедшие в статьи блога, а у вас есть возможность получить космический подарок. 🚀

-12

****

Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.

Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!