В СССР в любой нештатной ситуации СМИ писали, что программа выполнена успешно и всё прошло по плану. А если что-то шло не по плану, об этом молчали. Так было с "Союзом-18а" (экипаж Лазарева и Макарова), и с полётом Терешковой. Так замолчали и ЧП на миссии экипажа "Союз-23", а из-за страха и желания следовать букве нормативов чуть не загубили жизни двух космонавтов, по иронии судьбы один из которых был водолазом.
У Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского был непростой путь к космическому полёту и ещё более сложный путь возвращения обратно на Землю.
Валерий пришёл в отряд космонавтов из состава военно-морской базы, где служил командиром водолазной группы. Он был лётчиком к звёздам, который шёл к ним от морских глубин.
Вячеслав Зудов как лётчик участвовал в поиске вернувшихся с орбиты космических кораблей, а затем сам оказался в претендентах на полёт. Но в процессе прохождения обучения случилось непредвиденное. В командировке Зудов проводил работы с электрооборудованием и из-за замыкания электрической цепи получил удар током. Он пережил клиническую смерть. Казалось бы, это тревожный знак судьбы.
После этого случая врачи напрочь отказались оставлять Вячеслава в отряде космонавтов: боялись, что в космосе дадут о себе знать последствия удара током. Однако Зудов проявил настойчивость и характер: прошёл реабилитацию, а затем заново – все этапы обследования. Придраться было не к чему – и Вячеслава оставили на подготовке к полётам.
Спустя девять лет обучения в отряде, Вячеслав и Валерий в октябре 1976 года должны были отправиться в экипаже "Союза-23" к недавно запущенной орбитальной станции "Салют-5". Стартовавшие четырнадцатого октября космонавты на стыковку зайти не смогли: у корабля отказал стыковочный механизм. На Земле решили возвращать экипаж на Землю досрочно.
Центр управления постановил идти на посадку в ночное время суток, так как ближайшее допустимое для посадки дневное время было только через 7 дней. Система жизнеобеспечения корабля "Союз" на тот момент была готова выдержать вдвое меньше, только 3 суток.
Космонавты должны были садиться в кромешной тьме. Спасатели начали готовиться к усложнённым условиям поиска, а прогнозы погоды передавали сильное понижение температуры и интенсивные снегопады – ситуация становилась всё сложнее. Осенью казахстанские просторы не жаловали поисковые отряды простыми метеоусловиями.
Пока спасатели летели к месту посадки экипажа, пришло сообщение, что корабль с космонавтами сел с перелётом на 120 километров. А тем временем ветер и снег всё усиливались, и в тёмное время суток лётчики вертолётов надеялись найти космонавтов только по приборам.
По картам местности получалось, что полёт вертолётов проходит недалеко от озера Тенгиз. Кто-то из команды пошутил, что раз среди космонавтов есть бывший водолаз, то он точно метит в адмиралы и искать его нужно на воде. Шутку никто не оценил. А спустя пару минут космонавты передали по радиосвязи, что они сели – приводнились, – ровно в том самом озере Тенгиз.
Ситуация осложнилась сразу рядом причин. Из-за снегопада и ночной видимости не было ясно расположение капсулы. У части спасателей с собой не было плавательных средств: никто не ожидал посадки на воду. Снаружи температура понизилась до минус 22 градусов: и космонавты внутри, и спасатели снаружи замерзали. А из-за снегопадов вертолёты не могли зависнуть над капсулой, чтобы спустить на тросах спасателей непосредственно к капсуле. Прибывшие же после лодки застревали в снежно-ледовых заторах и тоже не могли подобраться к космонавтам.
Затем стало ещё хуже. Попав в отверстия космического аппарата, вода замкнула контакты, отвечавшие за действия запасного парашюта. Выскочивший парашют накренил капсулу, из-за чего она ещё больше ушла под воду. У космонавтов пропал шанс выбраться из корабля самостоятельно.
После этого вода попала в дыхательную вентиляцию корабля, перекрыв подачу кислорода извне. А запасы воздуха внутренней системы были уже почти исчерпаны. Космонавты были заключены внутри аппарата под водой, зажаты льдами, и у них стремительно заканчивался кислород. Всё грозило обернуться катастрофой.
Спустя пару часов спасатели по-прежнему были не в силах добраться до корабля, а тем временем у экипажа появились первые признаки кислородного голодания. Время от времени выходившие на связь Зудов и Рождественский стали тяжело дышать, в микрофоны прорывались хрипы.
Дело осложнялось тем, что в СССР до этого не прорабатывались действия в случае зимней посадки кораблей на воду. Порядок действий знали лишь при внеплановом приземлении на море, где космонавты в гидрокостюмах выбираются сами, и остаётся лишь забрать их на борт вертолёта.
Процедуры в случае зимних условий, когда нет невозможности добраться до капсулы, никто не готовил. Не было правил буксировки капсулы по льдам, никто не знал и не был готов придумывать такое сходу. Буксировка могла обернуться гибелью и космонавтов, и лётчиков вертолёта в случае неудачи. Страх провалить операцию и нарушить командные предписания грозил стать для заточенного экипажа гибелью. Близился рассвет, а решения всё не было.
Спустя ещё пару часов стало ясно, что без смены стратегии – пробраться к капсуле на лодках – космонавты погибнут раньше: воздуха у них совсем не оставалось.
Спас ситуацию инструктор и спасатель ЦПК Иосиф Давыдов, который буквально за неделю до этого участвовал в репетиции процедур по спасению экипажа на воде. Действия были впервые проработаны, предстояло зафиксировать их в нормативах и спустить сверху как новые указания. Никто про них ещё не знал. И поскольку времени на объяснения не было – и Давыдов сам бросился к вертолёту спасателей.
Оказавшись в вертолёте, Давыдов дал лётчику указания, каким образом и на какой скорости нужно буксировать капсулу. Не знакомый с такими предписаниями и не получивший прямого указа от командира, лётчик отказался идти на такую операцию. Но счёт шёл на секунды, один из космонавтов уже потерял сознание из-за переизбытка углекислого газа. Приведя аргумент о спасении жизней, Давыдову удалось уговорить вертолётчика на буксирование.
Злосчастный запасной парашют и здесь пытался всё сорвать. Словив струю воздуха, он чуть не привёл к перегрузу вертолёта и срыву всей операции. Но всё обошлось – и капсулу дотянули до берега.
Первым вытащили Вячеслава Зудова, за ним Валерия Рождественского. Космонавты были очень бледные, с чёрными кругами под глазами, замёрзшие. Медики быстро уложили их на носилки и стали переодевать в зимнее тёплое обмундирование.
А в это время репортёр из ТАСС сетовал, что у него нет фотоматериала об истории полёта экипажа. Пришлось Иосифу Давыдову, сопровождая Валерия и Вячеслава, довести космонавтов до капсулы для "торжественного" фото. Сам Давыдов в это время юркнул внутрь капсулы, чтобы достать бортовую документацию. И в момент, как он вылазил обратно, фотограф нажал на спуск. Так и получилось на кадре не двое, а трое персонажей.
На этом злоключения экипажа и спасателей не закончились. Руководство посчитало, что экипаж не справился с программой полёт и эвакуацией, а значит не заслуживает звания Героев СССР. Лишь три недели спустя после многочисленных заседаний и слушаний это почётное звание космонавтам всё же было присвоено. Их вины в неудавшемся полёте и спасении не было.
Затем начался поиск виноватых среди спасателей и ВВС. Каждое из подразделений считало, что предприняло верные действия и виноваты в промедлении и нарушениях указов руководства не они.
На Иосифа Давыдова хотели наложить взыскание за то, что на борту спасательного вертолета он вмешивался в действия лётчика. В итоге жёстких мер не предприняли. Но и тех уроков на будущее, которые можно было извлечь из этого случая, увы, никто из вышестоящих начальников не сделал.
Зато в Центре подготовки космонавтов осознали, что если они сами не будут контролировать все действия, которые могут спасти жизнь космонавтов, то крайних затем искать будет бессмысленно. Так в ЦПК было создано своё подразделение с очень длинным названием:
самостоятельное отделение испытаний средств аварийного спасения (САС), приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон.
Единственная в истории советской космонавтики посадка на воду завершилась далеко не победно, и о ней решили забыть. Как и о тех уроках, которые она принесла.
Вячеслав Зудов и Валерия Рождественский после своего "второго рождения" на озере Тенгиз больше в космос не летали.
Читайте здесь о сложном возвращении на Землю Андрияна Николаева.
Узнайте тут, как в СССР шифровали состоянии космонавтов во время полёта.
Смотрите здесь, как Королёв подбирал названия для "Востока" и какие профессии видел в космосе будущего
Вы можете поддержать выход новых статей на Патреоне. 🚀 Там будут публиковаться интересные материалы, не вошедшие в статьи блога, а у вас есть возможность получить космический подарок. 🚀
****
Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!