Зима – это период повышенных нагрузок как для агрегатов автомобиля, так и для водителя. Первые снегопады оборачиваются большим количеством ДТП и многочасовыми пробками. Машину нередко приходится раскапывать из-под выпавшего за ночь снега. Зачастую примерзают элементы замков, двери и стекла. А порой при низких температурах двигатель и вовсе отказывается запускаться. Также снижается уровень акустического комфорта ввиду появляющихся стуков в подвеске и скрипов пластиковых панелей. Подобные неприятности характерны не только для моделей бюджетного сегмента. В -20С за бортом посторонние звуки возникают даже в салоне премиальных автомобилей. Конечно, избежать встречи с морозами не удастся, однако существуют способы подготовить свою машину к зиме и избежать тем самым многих неприятностей.
1. Зимняя резина. Даже малоопытному автомобилисту в нашей стране известно, что существуют два типа покрышек – для теплого и холодного времени года. Однако есть разные взгляды на то, в какой именно момент пора переобуваться. Конечно, менять резину в начала сентября – очевидно рано, однако пытаться доехать до шиномонтажа по снегу на летней резине – несомненно худшее из двух зол. Специалисты рекомендуют приготовиться к первым снегопадам заранее. То есть, установить зимние шины нужно когда среднесуточная температура снизиться до отметки 5-6 градусов. Однако здесь есть нюанс: если Ваши маршруты передвижения подразумевают регулярные выезды за пределы города в ночное время суток, переобуться можно и раньше, поскольку нередко там случаются заморозки, которые могут застать врасплох. Также грамотные автомобилисты после смены резины проводят регулировку развал-схождения. Она необходима ввиду того, что зимние покрышки мягче летних (а также нередко зимний комплект колес имеет меньший диаметр), что влияет на геометрию подвески.
А вот если Вы не имеете зимней резины, о ее приобретении правильно задуматься летом, поскольку спрос (и соответственно – цена) будет ниже.
2. Аккумулятор. Отказ в запуске ДВС при низких температурах зачастую связан не с неисправностями силовой установки или стартера. Нередко проблема кроется в аккумуляторной батарее. Дело в том, что в условиях отрицательной температуры воздуха проводящие свойства электролита снижаются, в связи с чем снижается и мощность пускового тока и, как следствие, стартер становится неспособен провернуть коленчатый вал.
Важно понимать, что проверка АКБ перед зимой требуется и в случае, когда летом проблем с запуском мотора не наблюдалось, и даже при условии, что батарея куплена недавно. Дело в том, что если генератор не выдает нужного напряжения – зарядка аккумулятора не происходит. То есть, даже свежий АКБ может не дать нужного пускового тока в условиях низких температур.
Проверка АКБ проводится с помощью мультиметра. Заряженная батарея выдает показания в диапазоне от 12.6 до 12.9 вольт. Также существует методика диагностика при работающем ДВС. В этом случае также можно определить, правильно ли работает генератор. Показатель не должен быть ниже 13 и выше 14 вольт. В противном случае необходимо провести замену аккумулятора и/или ремонт генератора.
3. Пусковое устройство и провода. Обезопасить себя от эксцессов с разряженным АКБ поможет пусковое устройство. Сегодня предлагается достаточно много портативных приборов, которые помогают запустить ДВС даже полноразмерного внедорожника, не говоря уже о небольших седанах. Но, безусловно, неисправности генератора он не устранит.
Однако если Вы решили не тратиться на подобные устройства, необходимо хотя бы приобрести провода для прикуривания. Стоят они недорого, однако смогут выручить Вас в сложной ситуации или позволят Вам помочь соседу по стоянке.
4. Система отопления. Если неработающий кондиционер летом создает лишь определенные неудобства, то отказ в срабатывании отопителя зимой способен и вовсе стать преградой на пути эксплуатации автомобиля. Помимо того, что Вы рискуете простудиться, находясь в промерзшем салоне, на стеклах неминуемо будет образовываться конденсат, мгновенно превращающийся в иней. Такая ситуация резко снижает видимость и приводит к возникновению аварийных ситуаций. Поэтому проверить систему обогрева салона следует до наступления морозов (ее недостатки отлично проявляются уже когда температура воздуха становится ниже +10 градусов).
5. Свечи накаливая дизельного ДВС. Эти элементы служат для прогрева камеры сгорания и дают возможность воспламенения топливно-воздушной смеси. Если замена свечей давно не проводилась – преддверие зимы является оптимальным временем для такой операции. В противном случае при запуске мотора в мороз могут возникнуть серьезные трудности.
6. Стеклоочистители. Количество осадков зимой существенно возрастает, как и объем жидкой грязи на дорогах. Следовательно, пользоваться дворниками приходится гораздо чаще, как и системой подачи омывающей жидкости. Поэтому рекомендуется обновить стеклоочистители, а также заблаговременно заправить зимнюю омывающую жидкость, которая не замерзает при низких температурах. Стоит убедиться и в работоспособности форсунок омывателя. Например, если подача жидкости происходит в объеме, меньшем, чем обычно – необходимо провести чистку элементов.
Также многие производители сегодня предлагают так называемые зимние щетки. Их конструкция позволяет предотвратить налипание мокрого снега, что облегчит эксплуатацию автомобиля в непогоду.
7. Подвеска, ходовая часть и рулевые механизмы. Перепады температур и агрессивные реагенты, которые в большом количестве присутствуют на дорогах в нашей стране, ускоряют выход из строя резиновых пыльников, а также резинометаллических элементов. Поэтому если на их поверхности присутствуют трещины или иные повреждения – проведите замену. Иначе под воздействием внешних факторов в зимний период времени они быстро разрушатся, оставив сложные механизмы без защиты, или приведут к появлениям дефектов подвески.
8. Устранение течей. При перепадах температуры нередко увеличиваются имеющие утечки смазочных и рабочих материалов. Поэтому следует устранять их до наступления холодов. Также стоит осмотреть соединительные патрубки системы охлаждения. На морозе нередко происходит их разгерметизация. Естественно, необходимо проверить и уровень жидкостей (если в связи с течами объем заметно снизился – проведите долив).
9. Дефекты ЛКП. Воздействие солей и реагентов приводит к ускоренному образованию ржавчины. Наиболее уязвимые места на кузове – пороги, нижняя часть дверей и колесные арки. Поэтому, если на поверхности этих деталей присутствуют сколы или царапины – их необходимо устранить до наступления зимы. Актуально это и для тех случаев, когда на элементах есть очаги коррозии – иначе окисление металла продолжится, и ржавчина распространится дальше.
10. Специальные жидкости и инструменты. Владельцам дизельных ДВС нужно запастись специальными присадками для топлива – антигелями. Они помогут предотвратить загустение горючего. Особенно это актуально для автомобилистов, которые бывают вынуждены заправляться на несетевых АЗС, поскольку крупные станции зимой предлагают топливо, которое уже содержит специальные присадки.
Также следует иметь при себе размораживатель для замков. Нередко влага попадает в скважину и препятствует срабатыванию механизма. Такая жидкость за считанные секунды растопит лед.
Поможет избежать скапливания влаги и, соответственно, примерзания поверхностей, силиконовая смазка. Она выталкивает воду, создавая защитный слой. Ею можно обрабатывать как уплотнители, так и замки.
В зимнее время необходимо иметь с собой трос. Конечно, он может потребоваться и летом, однако наиболее актуален трос именно в условиях заснеженных дорог. Он поможет Вам выбраться из сложной ситуации или выручить застрявшего в сугробе автомобилиста.
Комплексный подход
Конечно, проверку систем автомобиля стоит доверить профессионалам. Во-первых, они смогут диагностировать неполадки даже если те находятся в начальной стадии и еще не проявляют себя в полной мере. Во-вторых, они имеют специальное оборудование, без которого многие операции выполнить попросту невозможно (например, регулировку развал-схождения нельзя осуществить без специализированного дорогостоящего стенда). В-третьих, запчасти и расходники Вы сможете приобрести и установить на месте, что существенно сэкономит время. Поэтому рекомендуем подготовить автомобиль к зиме в «Кволити Моторс», техцентре, где есть все необходимое для проведения операций, которые позволят избежать неприятностей в это суровое время года.