Найти тему

150 миллионов!

Мы не можем согласиться с утверждением некото­рых критиков, считающих первую послеоктябрьскую поэму Маяковского «150 000 000» произведением чисто эпического ха­рактера.

https://pin.it/mrcxsi5avbnm2l
https://pin.it/mrcxsi5avbnm2l

Е. Малкина, например, в статье 1938 г., специально посвя­щенной разбору этой поэмы, незаконно сближая дореволюцион­ную лирику Маяковского с субъективной лирикой символис­тов, говорит о том, что «150 000 000»—• «это прежде всего по­пытка Маяковского перейти от субъективной лирики к эпо­су...»1 С ее точки зрения, индивидуалистический герой дореволю­ционных произведений Маяковского в этой поэме заменен ти­повым героем — Иваном, переживания которого, оказывается, нельзя сравнить, а гем более отождествлять с переживаниями самого поэта, потому что «Иван действует, прежний лиричес­кий герой попрежнему фантазирует, конструирует мир буду­щего.

Этот мир будущего остается субъективной романтической утопией автора, ибо в поэме Маяковского он еще не имеет кор­ней в настоящем, не связан с ним органически».

Выходит, что лирический герой поэмы ничем не отличается от прежнего лирического героя дореволюционных произведе­ний Маяковского и что поэту, обратившемуся к послеоктябрь­ской действительности, олицетворенной в поэме в образе Ивана не удалось осмыслить и изобразить ее ни в эпическом, ни в лирическом плане. Ни о каком слиянии и взаимопроникнове­нии субъективного и объективного тут, разумеется, не может быть и речи .

Несостоятельность такой точки зрения нетрудно доказать анализом самой поэмы. Прежде всего, укажем на то обстоятель­ство, что главным героем ее является поэт, от лица которого ведется рассказ о событиях.

Былинно-сказочныи сюжет поэ­мы — сближение, встреча, борьба Ивана с Вильсоном и побе­да первого — является, в сущности, только поводом к выраже­нию отношения поэта к борьбе двух противоположных сил мира.

Автор статьи «Заметки о реализме Маяковского» Б. Бурсов вполне прав, когда он говорит о том, что «напря­жение произведения основано не на описании борьбы этих ми­ров, а на пафосе поэта, пафосе беспощадного бичевания старо­го мира, пафосе воспевания героизма и правды новых людей».’

Иван,в поэме не произносит ни одного слова. За него все время говорит сам поэт, заявивший о том, что он идет вслед за «блестящим видением» — Иваном, чтобы и самому вместе с ним «излучаться в несметных просторах»

Вся поэма построена на эмоциях автора, которыми прони­зываются входящие в нее факты объективной действительно сти. И не случайно поэтому некоторые исследователи творчест­ва Маяковского находят много общего между отдельными кус­ками поэмы и стихами Маяковского, написанными в первые годы после Октябрьской революции.

Исключением для некоторых критиков является только поэма «В. И. Ленин», историко-биографиче­ская часть которой, по их мнению, местами сводится к «рифмо­ванному пересказу».

Вполне соглашаясь с тем, что названные масти поэмы в художественном отношении менее удачные, чем исключительной силы лирические ее главы, мы думаем что квалифицировать их как «рифмованный пересказ» по меньшей мере неверно.

Читая историко-биографическую часть поэмы, нельзя не почувствовать лирической взволнованности поэта, сумевшего меткими и выразительными словами охарактеризо­вать целую историческую эпоху зарождения, развития и гибели капитализма, эпоху напряженной и решительной борьбы народа под руководством партии за свободу, эпоху, обусловившую появление Ленина и ленинизма.

https://pin.it/42gjdyeayuiiwj
https://pin.it/42gjdyeayuiiwj

Вглядываясь в это недалекое историческое прошлое своей отчизны, Маяковский сумел найти правдивые и искренние, до­стойные великих событий слова неравнодушного к ним че­ловека.

Кроме поэм, к лиро-эпическому жанру по праву должны быть отнесены и некоторые сценические произведения Маяков­ского, в первую очередь обе редакции его пьесы «Мистерия- буфф».

https://pin.it/l7j3eymlpdshsm
https://pin.it/l7j3eymlpdshsm

Несмотря на обилие действующих лиц, доведенных во вто­рой редакции до 350, эта пьеса представляет из себя именно «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским»...
В ней утверждается революция, дается синтезированная лириче­ская оценка ее поэтом, выражающим свои чувства и мысли, не расходящиеся с чувствами и мыслями народа.

В отличие от поэм эти чувства и мысли высказываются не самим поэтом от своего имени и не*одним обобщенным лириче­ским героем, вроде Ивана, а всеми положительными действую­щими лицами пьесы.

Но любопытно, что автора не волнует во­прос, кузнецом или шахтером, скажем, произносится та или иная тирада.
Для него важно другое — то, что тираду эту произно­сят, если не сразу все нечистые, то обязательно кто-нибудь из их представителей. Маяковский стремится в пьесе дать классово типичных героев, не заботясь об их индивидуализации. Все это кладет на пьесу свою печать, делая ее драматическим произве­дением лирического характера.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.