Найти тему
Влад Гаврилов

Некоторые заметки об изгнании бесов в протестантизме

Когда протестантизм отделился от Католической церкви, перед реформаторами встал сложный вопрос, как относиться к экзорцизму, и вокруг этой проблемы возникла серьёзная полемика, касающаяся обоих наиболее распространенных типов экзорцизма: собственно изгнания бесов из одержимого и изгнания сатаны при крещении.

Лютеране изначально проводили экзорцизм только при крещении. В Германии в конце XVI в. началась борьба между теми, кто считал экзорцизм законным и необходимым, и теми, кто выступал за его отвержение, как если бы он был суеверием.

Швейцарские реформаторы не видели смысла сохранять эту литургическую церемонию. В первое время они совершали экзорцизм, но уже к XVII в. он казался обманом Римской церкви [1]. До реформаторов других европейских стран также доносились отголоски этих теорий, и они не включали экзорцизм в свое богослужение.

В Англии экзорцизм использовался в церемонии крещения во времена Генриха VIII и его сына Эдуарда VI, но был практически забыт под влиянием Мартина Буцера, который в 1550–1560 гг. прошел большую часть центральной Европы и приехал из Страсбурга в Англию по приглашению архиепископа Кранмера преподавать в Кембридже.

При Елизавете I в Англию вернулось множество авторитетных для англиканской церкви людей, которые в течение многих лет соприкасались с реформаторами Швейцарии, Германии и других стран. Именно поэтому, вероятно, в экзорцизм перестали верить, и он вышел из употребления во времена Королевы-девы. Кальвинист Уитгриф составил канонические положения, вышедшие в свет в 1604 г., они были заверены его преемником Бэнкрофтом, архиепископом Кентерберийским. Вторая статья этого кодекса запрещала любому англиканскому клирику, если он не получил разрешения от своего епископа, совершать экзорцизм в любой форме. Каждый, кто нарушит это положение, будет лишён своего служения. Этим в Церкви Англии был положен конец всему, что было связано с экзорцизмом.

Тем не менее, в настоящее время наблюдается рост экзорцизмов, санкционированных англиканскими епископами. Церемония, продолжающаяся обычно полтора часа, совершается возле главного алтаря при открытых дверях церкви. Молитвы, произносимые священником, возлагающим руки на одержимого, содержат просьбы об освобождении от всякой сатанинской силы во имя Троицы [2].

В лютеранстве тоже со временем складывается практика экзорцизма одержимых. Развиваются представления о двух типах одержимости: духовной и физической. С точки зрения лютеранских авторов XVI–XVII вв. все нехристиане одержимы духовно (и это может никак внешне не проявляться), не принимая Христа, они остаются без спасения. Такая одержимость устраняется при крещении. Существует и физическая одержимость, проявляющаяся в контроле беса над телом человека, она распознаётся по трём основным признакам: знание тайн, говорение на незнакомых языках и сверхъестественная сила [3].

Либеральные богословы в рамках лютеранства и англиканства в последние века развивают представления об экзорцизмах Христа как психологических приемах. Такие идеи ярко проявляются, например, в трудах Ф. Фаррара [4].

Различные представления существуют также и в неопротестантских движениях. Альберт Молер, президент Южной баптистской богословской семинарии, говорит о том, что христиане должны сопротивляться любым попыткам «демифологизировать» Новый Завет и помнить о реальном существовании демонов. При этом он считает, что евангельские христиане не нуждаются в особом ритуале экзорцизма, потому что принятие такого ритуала означало бы поверхностность Писания. Мы постоянно ведем борьбу с дьяволом, но при этом, как считает Молер, Новый Завет не дает оснований считать, что верующий во Христа может быть одержим. Каждый христианин полностью вооружён против нечистой силы именем Христа и обетованиями Евангелия [5]. Вероятно, это не единственная точка зрения в баптизме, но она весьма показательна для евангельского христианства.

Особую роль играет экзорцизм в практике пятидесятнических и харизматических движений, делающих акцент на дарах Святого Духа, которые были у апостолов и должны проявляться у современных христиан. Сам экзорцизм при этом может принимать самые различные формы.

Также здесь нужно отметить, что многие протестанты различают так называемое «служение освобождения» (Deliverance ministry) и экзорцизм. Экзорцизм ими отвергается как формальный ритуал, не основанный на Библии, использующий заклинания и освящённые предметы. Взамен они практикуют служение освобождения: действия, направленные на очищения человека от влияния дьявола. В основе этого служения обычно лежит убеждение, что многие проблемы в жизни человека корнями уходят в непосредственную деятельность дьявола. Служителю нужно найти так называемые «точки опоры» демонов, изгнать их оттуда и работать с человеком над разрушением этих точек [6].