В сюжете под названием «Чучело» - какая-то чудовищная концентрация несчастных детей. Тут — надрыв у каждого. Не только у странненькой Лены Бессольцевой и полоумной Железной Кнопки, свихнувшейся на «правде» и прямолинейной честности. В ущербе все — и «мажорный» лидер-отличник Сомов, и толстоватая модница Шмакова, и все эти живодёры-Вальки да очкарики-Васильевы. Но даже на этом серо-унылом (в прямом смысле этого слова) ...так вот даже на этом фоне выделяется персонаж с явно выраженной истерией. И — ощущением того, что «опять недодали».
Это — Маришка, дочь парикмахерши и некоего «московского папы», лица которого мы не видели, но который бесконечно присутствует в жизни девочки. Интересно, что в одноимённой повести Владимира Железникова этой Маришки нет — вместо неё мальчик, притом не особо выразительный хотя, и рыжий. Здесь же — надломленная и агрессивная девочка - у неё весьма печальное будущее. Гораздо более грустное, чем у остальных в этой истории. Эта - будет всю жизнь мыкаться. И — страдать. Мариша «выяснила», что она — непонятая и брошенная «звезда», вынужденная прозябать.
Она — самая красивая и стильно одетая, но в классе и вообще среди ровесников котируется хамоватая Шмакова. К Марине подкатывают местные суворовцы, не связанные с школьной иерархией, но девочка выглядит равнодушной. И вообще её «затирают» все эти Кнопки и Сомовы. Маришка сама хотела бы в лидеры, если уж не получилось быть первой красавицей. Но — нет. Быть может, именно она была изгоем в этом классе до появления Чучела — её как-то не особо любят и - не забывают подколоть на тему «московских родственников» (хотя, в том классе жертвой мог стать любой — возможно и сама Кнопка, научившаяся потом давать сдачи).
Марина ощущает несправедливость бытия сильнее других — у неё папа в Москве, а она — в провинциальном городке, близ неумной и простоватой мамы-парикмахерши. Посмотрите, как дочь разговаривает с ней, точнее — орёт, плачет, ненавидит всё и вся. Самое тяжёлое — это знать, что где-то есть твоя персональная возможность, которой ты не имеешь права пользоваться. Это напоминает метания мухи, бьющейся в стекло. Там — Москва. А тут — непрезентабельная парикмахерская и такая же мать. В финале Марина произносит: «Мы — детки из клетки», подчёркивая зверский характер устроенной травли.
Но авторы, сами того не желая, вложили эту фразу именно в уста Марины — она реально человек в клетке. Для остальных детей поездка в Москву была просто увеселительной прогулкой, которую они легко забыли занявшись унижением Бессольцевой. Для Марины это — маленькая, но ощутимая ступень в юношеском самоутверждении — у неё в столице аж целый папа. Она ощущает себя принцессой в изгнании, а всех остальных — недостойным окружением, а поскольку эта мыслеформа у Марины укоренилась, то и вся жизнь её пройдёт под этим негласным лозунгом.
Zina Korzina (c)