Внезапно обратил внимание, что накопилось приличное количество вопросов от читателей. Особенно много поступило через разные социальные сети. И вопросы в целом одного и того же плана. Хотя рассказывалось уже много много раз, есть статьи тут, на нашем канале. Но раз спрашивают - отвечаем! Предельно кратко и тезисно, чтобы лучше запоминалось. А кому интересно подробнее - всё есть тут!
Ушу это боевое искусство или нет?
Любое культурное явление всегда соответствует контексту времени и места. В Старом Китае боевые искусства разделяли на применимые (от китайского 用法 yòngfǎ) - занятие довольного узкой маргинальной среды (по разным подсчетам менее 1% населения), охранников и телохранителей, деревенского ополчения и помещичьих отрядов, а также военных и бандитов да участников тайных обществ, а другие - ремесло уличных циркачей, оперы и других подобных областей, где зрелищная эффектность исполнения была важнее практической эффективности применения. Несомненно обе эти области тесно пересекались и обменивались знаниями и опытом.
Только в Новое время ушу Мира Цзянху претерпевает несколько значимых изменений:
- народные восстания конца династии Цин, в первую очередь - восстание Ихэтуаней, используют ушу для вовлечения в борьбу против Цин широких масс населения (по ряду источников, до четверти всего населения), это коренным образом меняет методический подход: необходимость одновременной подготовки больших толп неопытных крестьян делает невозможным традиционную методику "один учитель - один ученик". Ушу впервые становится массовым. Снижается качество и эффективность, выбрасываются из тренировочного процесса многие необходимые компоненты Старого ушу (например, стилевой нэйгун), в основу становится исполнение формальных комплексов-таолу и так далее. В стройную систему конфуцианских ритуалов активно замешивается мистицизм религиозных сект. После разгрома Боксерского восстания, вместе с уцелевшими участниками восстания, такое ушу распространяется по стране.
- Предыдущие события сформировали связь "ушу = патриотизм" (а также понимание необходимости реформы ушу - проиграли-то западным варварам!). После Синхайской революции, опираясь на пример Японии и при активном участии правительства Китайской республики, ушу превращают в обязательную физкультуру для учащихся заведений среднего и высшего образования, стремясь укрепить здоровье и самосознание нации. Ушу становится национальным искусством. При этом впервые обучение ушу сопровождается философско-этическим воспитанием для развития разностороннего человека, тем самым устраняя Мир Цзянху как питательную среду для антиправительственных обществ и восстаний.
- После победы КПК проводится очередная реформа ушу с привлечением западных специалистов (в первую очередь - спортивной гимнастики), чтобы сделать ушу спортом высоких достижений как средство государственной пропаганды. При этом долгое время, практически до 80-х, бытует запрет на методики парных отработок, вырастив тем самым поколение тех, кто "вроде знает как, но - не умеет".
И хотя в настоящий момент ушу выходит на очередной виток развития, сейчас - это в первую очередь физкультура и спорт.
При том, что до сих пор сохранились все четыре предыдущие варианты.
Можно ли успешно драться с помощью ушу?
Да. Это вопрос правильной методики и целевой направленности не на духовное и физическое развитие, но на поединок. В Питере в начале "благословенных девяностых" была группа ребят, изучавших по книжкам и журналам спортивный чанцюань, что не мешало им ходить по многочисленным клубам той поры, успешно проверяя себя в регулярных спаррингах. Они просто не были в курсе, что это направление в принципе не для боя разрабатывалось, а для выступлениях на соревнованиях по таолу.
В Китае, кстати, ходит вот такой ролик. Якобы бой ушуиста с нашим спецназовцем (что сомнительно). Это на самом деле Запорожье, 1990г. Всесоюзные соревнования по ушу (саньда). Китайца зовут Ли Цзяньвэнь (李建文).
Что самое важное для занятий ушу?
Китайский ответ - Учитель. Я бы добавил - правильная методика и база-цзибэньгун. Которая не только готовит и развивает тело, но также предоставляет минимальный набор техники для самообороны.
В ушу одинаковая база?
Не совсем так. Одинаковость появилась как следствие деятельности Центрального института Гошу, когда из-за нехватки кадров привлекали местных мастеров для преподавания в многочисленных гошугуанях. Так как там необходимо было преподавать множество стилей Института, мастерам приходилось приводить всё это разнообразие к некоему общему знаменателю.
В общем, это маркер современного, послереформенного, ушу.
В Старом ушу - цзибэньгун всегда уникальный, стилевой, более направленный на прикладной эффект, а не на развитие физических возможностей занимающегося.
Почему китайцы не участвуют в ММА?
Участвуют. Даже девушки, что легко находится через поиск: https://youtu.be/0Q9EaTvXxhM
Тут еще есть один важный момент: житель Поднебесной - китаецентричен. Про Внешний Мир обычно знает еще меньше. чем житель российской деревни про Китай. И более того, большинству это совсем не интересно. А вот местные бои такого плана - вполне популярны. Есть мнение, что сейчас там крутятся деньги сильно большие, чем на Западе. Поэтому те, кто реально может выступать, им смысла нет ехать сюда. А вот наши, например М1, ездили.
Да и правильно сказал Александр Карелин:
MMA — это не вид спорта, а система проведения соревнований. При всем уважении к каждому, занимающемуся этим. Если переводить с английского, то получится «смешанные единоборства». Но что с чем смешивают? Когда самбист против «классика» — понятно, когда дзюдоист против «вольника» — догадываюсь, о чем идет речь, когда представитель бокса против штангиста — тоже. Но чему они могут научить 8-летних детей?
В Китае это направление давно уже популярно, порой даже в самых отстойных секциях - ибо деньги... Будет статья об этом.
Продолжение следует....
Ждем вопросы в контакте и мордокниге. Постараюсь отвечать!