Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Ответы на самые распространенные вопросы об ушу. Часть первая.

Оглавление

Внезапно обратил внимание, что накопилось приличное количество вопросов от читателей. Особенно много поступило через разные социальные сети. И вопросы в целом одного и того же плана. Хотя рассказывалось уже много много раз, есть статьи тут, на нашем канале. Но раз спрашивают - отвечаем! Предельно кратко и тезисно, чтобы лучше запоминалось. А кому интересно подробнее - всё есть тут!

Ушу это боевое искусство или нет?

Любое культурное явление всегда соответствует контексту времени и места. В Старом Китае боевые искусства разделяли на применимые (от китайского 用法 yòngfǎ) - занятие довольного узкой маргинальной среды (по разным подсчетам менее 1% населения), охранников и телохранителей, деревенского ополчения и помещичьих отрядов, а также военных и бандитов да участников тайных обществ, а другие - ремесло уличных циркачей, оперы и других подобных областей, где зрелищная эффектность исполнения была важнее практической эффективности применения. Несомненно обе эти области тесно пересекались и обменивались знаниями и опытом.

Только в Новое время ушу Мира Цзянху претерпевает несколько значимых изменений:

  • народные восстания конца династии Цин, в первую очередь - восстание Ихэтуаней, используют ушу для вовлечения в борьбу против Цин широких масс населения (по ряду источников, до четверти всего населения), это коренным образом меняет методический подход: необходимость одновременной подготовки больших толп неопытных крестьян делает невозможным традиционную методику "один учитель - один ученик". Ушу впервые становится массовым. Снижается качество и эффективность, выбрасываются из тренировочного процесса многие необходимые компоненты Старого ушу (например, стилевой нэйгун), в основу становится исполнение формальных комплексов-таолу и так далее. В стройную систему конфуцианских ритуалов активно замешивается мистицизм религиозных сект. После разгрома Боксерского восстания, вместе с уцелевшими участниками восстания, такое ушу распространяется по стране.
  • Предыдущие события сформировали связь "ушу = патриотизм" (а также понимание необходимости реформы ушу - проиграли-то западным варварам!). После Синхайской революции, опираясь на пример Японии и при активном участии правительства Китайской республики, ушу превращают в обязательную физкультуру для учащихся заведений среднего и высшего образования, стремясь укрепить здоровье и самосознание нации. Ушу становится национальным искусством. При этом впервые обучение ушу сопровождается философско-этическим воспитанием для развития разностороннего человека, тем самым устраняя Мир Цзянху как питательную среду для антиправительственных обществ и восстаний.
  • После победы КПК проводится очередная реформа ушу с привлечением западных специалистов (в первую очередь - спортивной гимнастики), чтобы сделать ушу спортом высоких достижений как средство государственной пропаганды. При этом долгое время, практически до 80-х, бытует запрет на методики парных отработок, вырастив тем самым поколение тех, кто "вроде знает как, но - не умеет".

И хотя в настоящий момент ушу выходит на очередной виток развития, сейчас - это в первую очередь физкультура и спорт.

При том, что до сих пор сохранились все четыре предыдущие варианты.

Можно ли успешно драться с помощью ушу?

Да. Это вопрос правильной методики и целевой направленности не на духовное и физическое развитие, но на поединок. В Питере в начале "благословенных девяностых" была группа ребят, изучавших по книжкам и журналам спортивный чанцюань, что не мешало им ходить по многочисленным клубам той поры, успешно проверяя себя в регулярных спаррингах. Они просто не были в курсе, что это направление в принципе не для боя разрабатывалось, а для выступлениях на соревнованиях по таолу.

В Китае, кстати, ходит вот такой ролик. Якобы бой ушуиста с нашим спецназовцем (что сомнительно). Это на самом деле Запорожье, 1990г. Всесоюзные соревнования по ушу (саньда). Китайца зовут Ли Цзяньвэнь (李建文).

Что самое важное для занятий ушу?

Китайский ответ - Учитель. Я бы добавил - правильная методика и база-цзибэньгун. Которая не только готовит и развивает тело, но также предоставляет минимальный набор техники для самообороны.

В ушу одинаковая база?

Не совсем так. Одинаковость появилась как следствие деятельности Центрального института Гошу, когда из-за нехватки кадров привлекали местных мастеров для преподавания в многочисленных гошугуанях. Так как там необходимо было преподавать множество стилей Института, мастерам приходилось приводить всё это разнообразие к некоему общему знаменателю.

В общем, это маркер современного, послереформенного, ушу.

В Старом ушу - цзибэньгун всегда уникальный, стилевой, более направленный на прикладной эффект, а не на развитие физических возможностей занимающегося.

Почему китайцы не участвуют в ММА?

Участвуют. Даже девушки, что легко находится через поиск: https://youtu.be/0Q9EaTvXxhM

Тут еще есть один важный момент: житель Поднебесной - китаецентричен. Про Внешний Мир обычно знает еще меньше. чем житель российской деревни про Китай. И более того, большинству это совсем не интересно. А вот местные бои такого плана - вполне популярны. Есть мнение, что сейчас там крутятся деньги сильно большие, чем на Западе. Поэтому те, кто реально может выступать, им смысла нет ехать сюда. А вот наши, например М1, ездили.

Да и правильно сказал Александр Карелин:

MMA — это не вид спорта, а система проведения соревнований. При всем уважении к каждому, занимающемуся этим. Если переводить с английского, то получится «смешанные единоборства». Но что с чем смешивают? Когда самбист против «классика» — понятно, когда дзюдоист против «вольника» — догадываюсь, о чем идет речь, когда представитель бокса против штангиста — тоже. Но чему они могут научить 8-летних детей?

В Китае это направление давно уже популярно, порой даже в самых отстойных секциях - ибо деньги... Будет статья об этом.

Продолжение следует....

Ждем вопросы в контакте и мордокниге. Постараюсь отвечать!

-2