Найти тему
Дневники Зеленого края

Российская железная дорога из полупустыни, в субтропики, транзитом через самый древний город Земли. (с видео)

Фото Денис Дьяконов.

Прикаспийскую железную дорогу не найдешь в справочниках и на картах. Как отдельной единицы, её просто никогда не существовало. Но стальная магистраль, по западному Каспийскому берегу, сшитая из нескольких отделений разных дорог - есть. И поверьте опытному железнодорожному путешественнику, это один из самых захватывающих и исторически интересных железнодорожных маршрутов страны. Да и в масштабах планеты, таких разнообразных и зрелищных стальных ниток - по пальцам можно пересчитать. Мы прибыли сюда в мае, и это, почти наверняка, один из лучших периодов, для художественной съемки здешних мест.

-2

Это время буйного цветения. Великая степь выдает свой самый цветастый облик и на считанные недели становится яркой, как восточный ковёр. А когда распускаются целые поля маков, одно это зрелище стоит того, чтобы взять камеру и билет до станции Аксарайская, или Верхний Баскунчак.

Наш оператор-постановщик, Валентин Сысоев, в маках.
Наш оператор-постановщик, Валентин Сысоев, в маках.
-4
-5

Природные зоны вдоль железной дороги меняются здесь с поразительной быстротой. Бывает и так, что с одной стороны поезда - великая сушь. Уже опаленное солнцем степное пространство...

-6

...а с другой - гигантский водный мир, где в такое время года невозможно перекричать многоголосый птичий гомон.

-7

Так начинается северный Прикаспий. Здесь богатейшие водно-болотные ландшафты, волей геологической судьбы, оказались среди степей, полупустынь и даже пустынь. А порою, даже барханных песков. Граница между волжской поймой и полупустыней - очень резкая. И по ней, как прочерченная по линейке, идет железная дорога.

Новый материал!!! На вершине соляной горы. Кусочек Тибета в Северном Прикаспии.

Вот такой вид сверху имеют водные ландшафты,  примыкающие к дороге с западной стороны.
Вот такой вид сверху имеют водные ландшафты, примыкающие к дороге с западной стороны.
Историческая дорога до Астрахани построена ещё в стародавние времена, в позапрошлом веке. Деловая среда того времени моментально оценила значение нового для России вида транспорта. Волжское купечество сильно страдало от зимних простоев, из-за окончания навигации на Волге. В течение пяти лет, торговые люди посылали прошения на Высочайшее имя, с целью ускорить процесс прокладки магистрали. И в конце концов - добились своего. По Приволжской дороге везли волжские хлеб и рыбу, пеньку и креозот, а так же, экзотические товары из Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Индии. Все это шло в Европейскую часть России, через Волгу. Протяженность пути составила 517 верст. Он проходил через 14 больших и малых мостов, над волжскими протоками и рукавами Дельты.
Водоёмное здание конца 19, начала 20 века. В просторечии их называют водонапорными башнями.
Водоёмное здание конца 19, начала 20 века. В просторечии их называют водонапорными башнями.

За Астраханью, проехав ещё некоторое время вдоль богатейших водных угодий невероятной волжской Дельты...

-10

... поезд оказывается в ландшафте, который лучше всего характеризует вот это небольшое видео, снятое нами из окна экспедиционного вагона.

Такое путешествие лишь кажется монотонным. Эта плоская степь приковывает всё внимание. Заставляет подолгу и не отрываясь смотреть на иссушенный простор, где каждое изменение рельефа, будь то курган, или небольшие группы характерных домов - уже целое событие.

-11

Стальной путь от Астрахани, до дагестанского Кизляра - героическая фронтовая дорога, о которой знают теперь лишь специалисты и любители истории. "Проект НКПС №8", так она звалась в документах, под грифом "Совершенно секретно", в грозном декабре 1941ого года. И существовала тогда только в первичном проекте.

-12
К концу 1941 года, основная магистраль, по которой в воюющий центр страны шла бакинская нефть, Баку-Ростов-Курск-Москва, была перерезана мобильными частями Вермахта. Враг готовился к прыжку на Сталинград и Кавказ. Танковым корпусам Красной армии грозил тотальный дефицит топлива, что в условиях современной войны вело к неминуемой гибели и армии, и страны. За девять месяцев, к концу лета 1942 года, в голой степи было уложено более 300 километров рельсов и шпал.
-13

Говорят, что специалисты Абвера, которым сообщили о задуманной стройке, просто не приняли эти сведения всерьез. У Советов здесь не было ни мобилизационного ресурса, ни материалов, ни техники. Аналитики Канариса и представить не могли, что дорогу будут строить все, от мала, до велика, почти что голыми руками, от зари, до зари. А рельсы и необходимые материалы свезут в прикаспийскую степь изо всех уголков страны.

Одна из немногих фотографий со строительства дороги Астрахань-Кизляр. Из открытых источников
Одна из немногих фотографий со строительства дороги Астрахань-Кизляр. Из открытых источников

И когда 4 августа 42ого года здесь прошёл первый поезд, для немецкого командования, праздновавшего тогда успех за успехом, это был первый настоящий шок. Люфтваффе обрушили на станции и ключевые места трассы всю мощь ударной авиации. Но и под непрекращающимися налётами Хейнкелей и Юнкерсов - дорога жила! Путейцы, рабочие, зенитчики, летчики-истребители не жалея сил и жизней, отстаивали эту путеводную стальную нить. Важнейшую жилку, по которой шла воюющей армии "кровь войны" - нефть!

-15

После Сталинградского разгрома и изгнания нацистов и их союзников с Северного Кавказа, дорогу от Кизляра до Астрахани включили в Трансиранский коридор доставки оружия и оборудования, по программе "лэнд-лиза". Вместе с Каспийской флотилией и колоннами грузовиков, по этому маршруту было доставлена, без малого, треть всего лендлизовского оборота.

-16

За Кизляром поезд покидает степные пространства, идет вдоль каспийского побережья и вскоре выезжает на ещё одну историческую железную дорогу. Она прошла по древнейшей из крупных человеческих дорог, Большому Кавказскому или Каспийскому проходу. Впереди нас ждут устья Великих Кавказских рек, обширное каспийское побережье Дагестана, седой Дербент и масса удивительных древностей и природных памятников, которые можно увидеть прямо из окна поезда. О них мы расскажем в продолжении этого материала, в самое ближайшее время. Не пропустите, подписывайтесь, читайте и ставьте палец вверх, если материал вам понравился. Спасибо огромное.