Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час (Деян 16:16–18).
При чтении этого отрывка может возникнуть много вопросов по поводу того, что же за дух был в служанке, почему он говорил то, что говорил, и почему ап. Павел именно так реагирует на него. Разбираясь в этом, нужно учитывать несколько особенностей текста.
- В греческом тексте дух называется πνεῦμα Πύθωνος (pneuma Pythōnos), то есть дух-пифон. Имя Пифон принадлежит гигантскому мифическому змею, который, по легенде, сторожил Дельфийский оракул и давал там пророчества, пока Аполлон его не убил. Гомер сочинил гимн Аполлону Пифийскому, служивших ему жриц-прорицательниц назвали пифиями, с Пифоном же ассоциировали различных чревовещателей. А еще название перепало змейке, которую мы именуем питоном. Была упомянутая служанка пифией или просто ясновидящей местного значения, в любом случае у понятия четкие языческие коннотации.
- Не совсем понятно, говорит ли она о Яхве, упоминая «Бога Всевышнего». Термин θεὸς ὕψιστος (theos hypsistos — букв. «Бог Высочайший») является прямым переводом еврейского אל עליון (’ēl ‘elyôn). В государственных документах он мог использоваться как официальное имя еврейского Бога. Евреи в своей среде обычно говорили просто ὕψιστος, греки же, знакомые с иудейской религией, говорили именно θεὸς ὕψιστος. Иногда язычники понимали, что речь идёт об иудейском Боге, но думали, что Он самый главный в их пантеоне, некоторые также считали, что Он соответствует Зевсу или Дионисию. Есть также мнение, что данное словосочетание могло восприниматься просто как главное божество языческого пантеона. Кроме того, случалось и синкретическое почитание Яхве помимо языческих богов. Что именно могли подумать прохожие язычники, слыша что-то о Боге Высочайшем, представить себе трудно, и не исключено, что это могло сильно затруднить миссию апостола.
- Казалось бы, девушка не говорит ничего особенного, упоминая «путь спасения». Однако в греческом данное словосочетание ὁδὸς σωθερίας (hodos sōtherias) употреблено без артиклей. У Луки, хорошо чувствующего языковые тонкости, это не может быть случайным и означает, вероятно, не просто «путь спасения», а «один из многих путей спасения».
В итоге мы имеем вполне закономерную реакцию апостола на тревожную ситуацию, в которой его проповедь начинает активно поддерживать служительница языческого культа, не совсем однозначно ссылаясь на Бога и рекламируя прекрасный путь спасения — впрочем, один из множества