Св. Георгий в тигровой шкуре. Грузинская икона.
ММифологический образ Георгия.
Георгий впитал черты языческого божества солнца, воскресающего и умирающего бога, бога-громовержца. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (мегрельский Джеге Мисарони, Джеге Моисари — Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (по-мегрельски Джеге Хангарами — Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (по-грузински и по-мегрельски Обладатель белого коня). В то же время Георгий считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (по-грузински — быкокрад). В мифах Георгий выступает как божественный солярный герой, который крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей. По мнению академика И.А. Джавахишвили, Георгий занял место грузинского божества луны (Джавахишвили. С. 37, 44).
ЛЛегенды Западной Грузии.
По народным поверьям, широко распространенным в Западной Грузии, Георгийво время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (по-мегрельски — место, где упал крест). Считалось, что таким образом святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви Георгий по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание Георгием за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу и т. д. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же Георгий карал его другим способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через 3, 7, 9 лет, в противном случае считалось, что Георгий покарает всю семью. Георгию также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки.
ВВ легендах хевсуров.
В хевсурской мифологии Георгий спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения грузинской богини плодородия 3-ликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный грузинский инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в т. ч. и золотую чашу Таси (некоторые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневековой Европе), Георгий отдает хевсурским святилищам.