Септуагинта.
В тексте Септуагинты стих Иов. 42:17 опущен и вместо него вставлена «биографическая» приписка, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу»говорится, что первоначальное имя Иова — Иовав (сравните: Быт. 36:33), что родиной Иова была «страна Авситидийская», в пределах Идумеи и Аравии. Сообщается также, что его отца звали Зареф, «из сыновей Исава» (т. е. Иов в 5-м колене восходит через Исава к Аврааму), а мать — Восорра; женат он был на аравитянке, имел сына по имени Еннон.
Родословие Иова от Исава, его брак с аравитянкой и отождествление с Иовавомиз Быт. 36:33, т. е. его характеристика как жившего задолго до Моисеевазаконодательства богобоязненного язычника, оказали большое влияние на образ Иова как в раввинистической, так и в раннехристианской традиции (Gerleman G. Studies in the Septuagint. Lund, 1946. Vol. 1. P. 202).
««Завещание Иова».
В апокрифическом «Завещании Иова» отражены иудейские традиции, связанные с образом Иова. Апокриф начинается с того, что Иов обращается к 7 сыновьям и 3 дочерям (все они названы искаженными греческими именами) и объявляет, что он происходит от Исава, а жену его зовут Дина. Прежде его имя было Иовав, но Господь открылся ему и переименовал его в Иова (Test. Job. 2. 1). Таким образом, в апокрифе Иов предстает прозелитом, кроме того, здесь же он назван «царем всего Египта», что, по мнению исследователей, может указывать на египетское происхождение апокрифа, возможно из общины терапевтов (Test. Job. 28. 7; Philonenko. 1958). Иов изображен языческим царем, которому ангел сообщает о сатанинской сущности почитаемых в его царстве идолов, после чего Иов повелевает разрушить языческий храм, что вызывает гнев сатаны. Иов стойко переносит несчастье, посланное сатаной, и противостоит всем искушениям со стороны жены и друзей, попавших под влияние сатаны (Schaller. 1980. P. 303).
ВВ иудаизме.
11. Источники.
Большая часть материала об Иове находится в трактатах
— Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a—16b;
— Иерусалимский Талмуд. Сота. 20cd),
есть и упоминания Иова в других трактатах Талмуда и в мидрашах.
В антологии мидрашей Ялкут Шимони, а также в комментарии «Маттенот Кехуна» (впервые опубликованных в издании Мидраш Рабба (Константинополь, 1512); см.: Glatzer. The God of Job. 1974. P. 41, 46, 57; Jernensky. 1931. S. 74; фрагмент мидраша Иова смотрите: Wertheimer S.A. Batei Midrashot: 25 Мidrashim Published for the First Time from Genizoth of Jerusalem and Egipt. Jerusalem, 1968 (2 ed.). P. 151—186) отмечен мидраш об Иове, но его текст не сохранился.
22. Иов — персонаж притчи?
Некоторые раввины считали, что Иов не историческая фигура, но персонаж притчи, подобный богатому человеку из притчи о Нафане из 2 Цар. 12; повествование об Иове, таким образом, можно назвать притчей («машал») (имена раввинов смотрите: Wiernikowski. 1902. S. 28; Hanson. 1969/1970. P. 150).
33. Датировки жизни Иова.
Традиционно раввины относили время жизни Иова к эпохе патриархов, иногда Моисея или Соломона.
В иудаизме существует несколько традиций датировки жизни Иова.
Период таннаев (I — II вв.).
Некоторые законоучители в период таннаев считали Иова современником ветхозаветного патриарха Авраама, т. к. родина Иова Уц (Иов 1. 1) упоминается уже в Быт. 22:21 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Wiernikowski. 1902. S. 7. Anm. 1). Согласно другим толкователям (школа Ишмаэля), Иов был одним из слуг или советников фараона, о которых говорится в Исх. 9:20 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106a; Baskin. 1983. P. 11). Некоторые раввины считают, что Иов жил во время судей (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d) или (со ссылкой на Иов. 1:15, где сообщается о нападении «Савеян») во время царицы Савской и царя Соломона (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b). Время жизни Иова относили также ко времени правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), приказавшего искать «молодых красивых девиц» (Эсф. 2:2), в которых толкователи видели указание на дочерей Иова (сравните: Иов. 42:15 («...не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова») и Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b).
Период амораев (III-V вв.).
В период амораев считали, что Иов жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, сестра которого Дина отождествляется с женой Иова. Раввин Леви относит историю Иова ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению некоторых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d).
Продолжительность испытания Иова определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» — в 7 лет; всего Иов прожил 210 лет.
44. Израильтянин или благочестивый язычник?
Как и Септуагинта, иудейский эллинистический писатель Аристей Экзегетвозводит родословие Иова к Исаву, а Иова отождествляет с Иовавом. Родина Иова у него также Авситида (Уц), где Иов правил как царь; его друзья также названы царями (или правителями) (сравните: Иов 2:11 Септуагинты; о других совпадениях смотрите: Schaller. 1980. P. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли к Аристею добавление в Септуагинте Иов 42:17 b/e (сравните: Gerleman G. Studies in the Septuagint. 1946. Vol. 1. P. 74-75; против: Schaller. 1980.P. 402).
Большинство раввинов считали, что Иов принадлежал к народу Израиля, другие, например раввин Хия, — что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; другие примеры смотрите: Baskin.1983. P. 11—13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение Иова, по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихристианской полемикой (сравните: Daniélou. 1957. P. 102—106; Baskin. 1983. P. 10).
В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что Иов был язычником.
55. Оценки: положительные и отрицательные.
В талмудической литературе содержатся противоречивые суждения об Иове(Glatzer. The God of Job. 1974. P. 42—43), хотя преобладают позитивные оценки и стремление оправдать его негодование (Idem.1966).
Многие раввины считали Иова праведником на основании свидетельства его страха Божия (Иов. 13:16; 27:2 или 1:1; Wiernikowski. 1902. S. 9).
Иногда Иов отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149).
По другому мнению (противоречащему тексту книги), Иов был врагом Израиля — языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; сравните: Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает Иова с Валаамом).
Негативно оценивает образ Иова раввин Элиезер бен Гиркан. На основании Иов 13:16; 27:2 он говорит, что Иов хотел «разрушить ключи», т.е. он отверг владычество Бога (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 16a). Так, в словах Иова«рука Божия коснулась меня» (Иов 19:21) раввины видят указание на то, что Иова ожидает 50 казней, ибо если «перст Божий» значит 10 казней для египтян, тогда рука Божия с 5 перстами - это 50 казней (Иошуа бен Ханания — Wiernikowski. 1902. S. 12).
Порицается и ропот страдающего Иова.
«Если бы Иов не крикнул против Бога, то его имя было бы названо в молитве; как говорят Бог Авраама, Исаака и Иакова, то сказали бы и БогИова» (Ханина бен Папай. Песикта Рабба. 47; Wiernikowski. 1902. S. 31; Tsevat M. The Meaning of the Book of Job // HUCA. 1966. Vol. 37. P. 106).
Раввины очень редко пытались понять, почему Иов не смог стойко переносить страдания.
Его жалоба:
«Если бы я воззвал, и Он ответил мне,- я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:16—18)
подробно рассматривается в талмудическом трактате Бава Батра (15b) (сравните: Wiernikowski. 1902. S. 76-78; Glatzer. The God of Job. 1974. P. 53). Еще чаще объясняют неподобающие речи Иова, указывая на то, что человек не может отвечать за слова, сказанные в болезни (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 16a).
ВВ христианской экзегетической литературе.
Влияние раннеиудейской традиции заметно и у некоторых раннехристианских авторов. Так, Ориген пишет, что Иов потомок Исава (Orig. Comm. in Rom. 3. 6), а топографические указания соответствуют указаниям паломницы Эгерии (Idem. Hom. in Job. 1).
Согласно блж. Августину,
Иов «жил на три поколения позже Израиля» и «не был ни туземцем, ни даже прозелитом… а происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер»;
его праведности и благочестию не было равных среди современников (Aug. De civ. Dei. XVIII 47). Традиционное упоминание о царском достоинстве Иоваможно видеть и в указании блж. Августина на то, что Иов был низвержен с трона и сидел на гноище (Idem. Serm. 13. 11).
Блж. Иероним в отличие от большинства христианских авторов, следующих за текстом Септуагинты и Test. Job., принимает раввинистическую традицию толкования образа Иова. Он считает Иова потомком брата Авраама Нахора (сравните: Быт. 22:20), который остался язычником (Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22:20—22). Уц, по мнению толкователя, расположен между Палестиной и Келе-Сирией и тождествен Авситиде из текста Септуагинты (ibid. 10:23; сравните: Иер. 25.20). Блж. Иероним близок к раввинам и в сопоставлении Елиуя с Валаамом, потомком сына НахораВуза (сравните: Быт 22:21). Позднее этот пророк, непокорный Богу, потерял дар пророчества (Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 22. 20—22). Однако блж. Иероним опять сближается с принятой раннехристианскими авторами традицией (Baskin. 1983. P. 39), утверждая, что Иов произошел не из колена Левия, а из языческого священнического рода (Hieron. Ep. 73. 2 // CSEL. 55. P. 15).