Найти в Дзене
Влад Гаврилов

Никола Сарич: Причастие - наивысшее проявление любви Господа к человеку

Необычные цветовые решения, детали, выражения лиц... Абсолютно все это имеет свой стиль в иконах Николы Сарича. Круговая композиция придаёт сюжетам калейдоскопический вид, словно переплетая персонажей икон в руках Господа.

Смесь византийского духовного искусства и современной живописи, вдохновленная духовностью и современной жизнью с её гаджетами, смартфонами... Все яркие моменты, которые мы переживаем, накладываются друг на друга через призму вечных слов Христа в иконах Николы Сарича. Он учился на факультете прикладных искусств, после чего получил дополнительное образование в академии Сербской православной церкви по направлению иконографии и реставрации. Его художественный стиль привлекает даже тех, кто никогда не интересовался иконами.

1 из 7«Цикл жизни» (https://www.nikolasaric.de/department/works/?lang=en)
1 из 7«Цикл жизни» (https://www.nikolasaric.de/department/works/?lang=en)

«Я вырос рядом с талантливым отцом, поэтому наблюдение за ним было моим первым шагом в направлении к искусству. Будучи ребенком, я читал его книги и помню, как меня поражали новые открытия и знания. В те юные годы я постоянно рисовал и даже копировал известные картины, преимущественно Гойю. Уже тогда были видны какие-то проблески моего таланта на почве рисования, и моя семья всеми способами поддерживала мое увлечение. Я учился в художественной школе для производства ювелирных изделий и предметов искусства «Техноарт». Позже я поступил на факультет прикладного искусства в Белграде.

В первый год моих художественных исследований я начал посещать литургии. Примерно в то же самое время я заинтересовался византийским искусством. Однажды мой наставник с факультета прикладных искусств рассказал мне о фреске Распятия Христова в монастыре Студеница. Стоя перед ее репродукцией, я был буквально поражен ее красотой. Это было не просто творческое потрясение, но поистине духовное откровение, которое оставило глубокий след в моей душе, находящейся в поисках в тот момент. Тем не менее, тогда я был еще далек от иконографии.

1 из 3Сербский православный монастырь Студеница
1 из 3Сербский православный монастырь Студеница

Причина, по которой я стал заниматься иконой – это поиск нового направления в творчестве. Мой друг священник предложил мне попробовать себя в академии Сербской православной церкви. Я пришел туда без особых надежд и иллюзий, но вскоре я понял, что нашел именно то, что искал, и открыл новую главу в своей биографии».

«Византийский стиль - это основа моих работ. Дополненный личным опытом и знаниями, результат принял современную форму, так как я живу и работаю именно в такое время. Я восхищаюсь и вдохновляюсь человеческой креативностью, начиная с доисторических рисунков до современных работ. Все, что я видел и почувствовал, повлияло на мои работы в той или иной мере», - говорит Никола, объясняя стиль своей иконографии.

«Конечно, началом всего было Распятие Христово из Студеницы. Часами напролет я наблюдал за ним, созерцая формы, цвета. Я был полностью поглощен спокойствием Христа, фигурами окружавших Его людей, всей атмосферы картины. Для меня это была не просто живопись, но реальность, не поддающаяся понимаю и описанию».

Несмотря на то, что многие в первую очередь думают о церковных догмах в иконописи, художнику удалось воссоздать известные сцены Священного Писания в новом формате.

1 из 11Цикл «Притчи Христа» (https://www.nikolasaric.de/portfolio/gleichnisse/?lang=en)
1 из 11Цикл «Притчи Христа» (https://www.nikolasaric.de/portfolio/gleichnisse/?lang=en)

Иконописец сочетает теологию и изобразительное искусство - области, которые требуют большого творческого потенциала. «По существу, икона - это образ кого - то или чего - то, что мы узнаем в контексте известного сюжета, вне зависимости от того, как это изображено. Я, в свою очередь, просто художник, который вдохновляется религиозными, литературным и художественными источниками», - рассказывает Никола.

В послужном списке мастера есть икона под названием «21», посвященной мученической кончине коптских христиан от рук радикальных исламистов. «Я считаю, что феномен мученичества чужд большинству людей. Для меня эта тема так же является тайной, хотя я знаю множество подобных ситуаций из церковной истории. Любопытно, что эта история создала определенный информационный фон, хотя информацию о подобных трагедиях с христианами из Африки или Ближнего Востока мы получаем почти каждый день. Многие связывались со мной, чтобы описать свои эмоции от моей работы.

Мученики-копты
Мученики-копты

Идея о ее создании пришла ко мне достаточно спонтанно. У меня не было какой-то особой идеи насчет нее или заказа. Я видел фотографии и видео казни, которая глубоко тронули меня. Я просто начал работать и получилось то, что получилось. Вскоре после этого я встретил коптского епископа, Анба Дамиана, который хотел сделать выставку моих работ. Это дало мне возможность доработать ее и представить на обозрение»

Иногда лица Святых на иконах строги и суровы, а иногда излучают радость от видения Христа. Мы попросили нашего собеседника рассказать том, что мистичного происходит в процессе создания икон. «Для кого-то Иисус Христос - милостивый Судья, для кого - то любящий Отец. Лично для меня вся мистика кроется в таинстве Евхаристии. Мои взаимоотношения с Господом строятся через Святую Литургию, т. е. через Евхаристию. Причастие - это наивысшее появление любви Господа к человеку, призыв к объятию и неразрывной связи. Мое сердце отзывается на этот призыв». из 8