Сегодня мне бы хотелось поговорить о романе «Шпиль» Уильяма Голдинга, лауреата нобелевской премии. К сожалению, для большинства он является писателем одной книги. Его литературный дебют «Повелитель мух» считается самой известной и высоко оценённой работой.
«Шпиль» - это пятый роман автора. К моменту его написания у Голдинга уже выработался свой стиль и появился круг тем. В центре повествования романа находится настоятель католического собора Джослин. Он одержим одной идеей: воздвигнуть на своём соборе шпиль высотой 400 футов. Он верит, что в этом заключается его религиозная миссия. Строители убеждают настоятеля не делать этого, так как здание не выдержит такой надстройки. Но Джослин не верит им, он упрям. В храме отменяют богослужения. Настоятель впадает в мистический экстаз. Ему кажется, что ему помогает бог. Он эгоистичен и считается себя богоизбранным. Чужие проблемы ему кажутся мелочными.
Тем не менее, главным героем можно назвать собор. Он очеловечен, а шпиль на нём является символом гордыни. Сам же шпиль говорит читателю: всякий идеал не может существовать без конкретной, прочной опоры. Сам собор – это философская система координат. Голдинг не случайно обращается к готической архитектурной традиции. Именно в готических соборах существует идея вознесения человека на небо. Божественное присутствие возле человека реализуется посредством витражей пропускающих интенсивные потоки света. Всё это создаёт особую атмосферу, о которой Джослин очень часто упоминает.
Шпиль в романе очень абстрактный. Писатель использует много аллегорий и метафор, вытесняя реалистическое описание. Именно поэтому текст не так легко читается. Увлекаясь аллегориями, Голдинг уделили мало внимания деталям, которые, возможно, помогли бы ему чётко сформулировать мысль.
Финал раздражает. Читатель понимает, что шпиль должен рухнуть, уничтожив собор, но Голдин этого не описывает, он лишь намекает через речь персонажей или лирические отступления. Финал романа, в общем, посвящен не разрушению шпиля, а душевным мытарствам Джослина, основанных на банальных повторах, которые утомляют и нагоняют скуку.
В итоге Голдинг написал очень даже противоречивый роман. С одной стороны в нём имеется очень сильная смысловая составляющая, а с другой – сюжетный скелет романа так и не оброс мышцами. Писатель превратил своё творение в притчу растянутую на двести с лишним страниц.
А какое впечатление произвёл роман лично на Вас? Делитесь своим мнением в комментариях!
Статья по творчеству Уильяма Голдинга:
Спасибо за просмотр. Ставьте "палец вверх", если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!
Читайте также:
- Адольф Гитлер: "Ленинград выжрет самого себя". Книга о блокаде, которую знают немногие.
- «Семь великих тайн космоса». Николай Рерих о смерти.