Найти тему

Как не заблудиться в ЕГАИС-лесу?

В России уже два года действует единая государственная автоматическая информационная система учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС-лес). Она работает по аналогии с хорошо известной «алкогольной» базой данных — в ней отслеживается движение строительных материалов из дерева с момента валки леса до продажи продукции потребителю. Однако новый закон явно недоработан и приносит массу непредвиденных сложностей людям, никак не связанным с лесозаготовками и торговлей пиломатериалами.

В 2017 году директор небольшой фирмы в Хабаровске купил в строительном супермаркете несколько деревянных брусков для ремонта офиса. А через некоторое время в его адрес пришло извещение о штрафе на сумму 100 тысяч рублей за непредоставление декларации о сделке с пиломатериалами.

В марте 2019 года известный сетевой ритейлер, компания DNS, тоже для ремонта офиса закупила необходимый набор материалов, в числе которых были… те же самые деревянные бруски. И снова повестка в суд и угроза штрафа от 100 до 200 тысяч рублей.

Это только самые известные случаи, когда абсолютно добропорядочные бизнесмены, действовавшие без какого-либо злого умысла, стали жертвами не до конца продуманного законодательства. В случае с хабаровским предпринимателем адвокаты смогли добиться отмены штрафа и вынесения вместо него предупреждения. Думается, что юристам DNS это также удастся. Однако неизвестно, сколько коммерческих структур, особенно небольших, где в штате нет ни адвокатов, ни юристов, попали в похожие ситуации и от незнания, куда идти, или просто от безысходности заплатили довольно существенные для малого бизнеса деньги?

Зачем ввели электронную регистрацию сделок с древесиной

Сама по себе идея введения контроля за оборотом древесины на территории России абсолютно своевременная и правильная. Платформа ЕГАИС призвана положить конец беспределу, который творился с незаконной вырубкой леса в нашей стране. Известно, что в год «черные дровосеки» нелегально продавали за рубеж более 1,5 млн кубометров древесины. При таких объемах контрабанды одними усилиями службы охраны леса проблему решить было невозможно. Поэтому начиная с 2015 года планомерно велась работа по налаживанию учета каждого дерева — от момента спила до реализации готовых пиломатериалов конечному потребителю:

· 1 января 2015 г. в соответствии с ФЗ №415 вступили в силу изменения в Лесной кодекс и КоАП, которые создали юридическую базу для применения ЕГАИС в лесной промышленности;
· 6 января 2015 г. была утверждена форма декларации, которую должны заполнять оба участника каждой сделки с древесиной;
· с 1 июля 2015 г. подача деклараций стала обязательной для операций с необработанной древесиной;
· с 1 января 2016 г. начали действовать штрафы за непредоставление информации или ввод заведомо ложных данных;
· 1 июля 2017 г. действие закона было распространено на все виды пиломатериалов, включая злополучные бруски, доски, бревна и даже дрова.

Параллельно с 1 января 2015 г. были введены штрафы за перевозку леса без сопроводительных документов. Форма такого документа была утверждена годом ранее. При этом перевозить древесину можно только через сутки после ввода данных о ней в базу ЕГАИС.

Конечно, профессиональные участники рынка знали о введении этой системы заранее и успели к нему подготовиться: зарегистрировались на портале, купили электронную подпись, ознакомились с правилами заполнения деклараций. С 1 июля 2017 года проблемы начались у юридических лиц и ИП, которые не занимаются заготовкой и обработкой древесины, а закупают пиломатериалы для своих внутренних нужд. Ведь законодатель никак не разграничил ответственность: заполнять и вносить декларации в базу данных ЕГАИС должны все без исключения, независимо от цели, назначения и количества купленных материалов.

Правила заполнения деклараций при операциях с древесиной — стоило ли так усложнять?

Сразу отметим, что под операцией в данном контексте понимается любой переход собственности (купля/продажа), а также любая перевозка древесины, даже ее внутреннее перемещение в пределах одной компании. То есть если, например, лесоторговая база перевозит пиломатериалы со склада на торговую точку (а они могут находиться на расстоянии нескольких километров друг от друга), то она обязана оформить две операции: выбытие из одного места и прибытие в другое. Таким образом, контролирующие органы хотят знать не только кто владеет каждым конкретным бруском, но и где этот брусок находится в каждый момент времени.

Складывается ощущение, что даже в современных условиях, когда миром все больше и больше правит Big Data, это явный перебор. Но перевозка — еще не самое большое неудобство, вызванное новым законом. В конце концов, для лесоторговой базы это основная деятельность, на которой она зарабатывает деньги. Гораздо хуже, когда нововведения осложняют жизнь тем, кто в итоге платит за все, т. е. конечным потребителям.

А происходит это следующим образом:

· любое юридическое лицо (в том числе и ИП) должно отчитываться за каждую покупку, даже самую мелкую. А для этого нужно приобрести электронную подпись — цена вопроса от 4,5 до 6 тыс. руб. Т. е. чтобы купить те 4 бруска стоимостью около 500 руб., на которых чуть было не погорел хабаровский предприниматель, нужно потратить в 10 раз больше. Вряд ли кто-то захочет делать это ради одной небольшой закупки. Гораздо проще оплатить такие расходы неучтенной наличкой — хоть и небольшой, но шажок в тень;

· физических лиц закон, к счастью, от такой обязанности освободил. Но поскольку за них декларацию заполняет продавец, им нужно предоставить ни больше ни меньше как свои полные паспортные данные. Конечно, мы привыкли прописывать свой паспорт при заключении договора на какие-либо товары или услуги, но делать это ради пресловутых пяти брусков кажется какой-то явной глупостью. К тому же нововведение явно не уменьшит очереди на кассах в выходные дни в том же «Леруа Мерлен»;

· ситуация с перевозкой древесины также неоднозначна. Существующая форма сопроводительного документа довольно сложна для заполнения и содержит много полей. Между тем сложившаяся практика показывает, что проверяющие (сотрудники ГИБДД, Рослесхоза и других ведомств) крайне придирчиво относятся к его заполнению и при любых недочетах вправе признать перевозку недействительной. А это постановка автомобиля с грузом на штрафстоянку и штраф до 700 000 руб. Можно только представить, какой простор для коррупции появился на наших и без того обильных на неоднозначные ситуации дорогах.

Вот так выглядит при ближайшем рассмотрении новый закон о контроле оборота древесины в России. Конечно, он не доработан и приносит массу неудобств добропорядочным налогоплательщикам. Многие предприниматели, да и просто неравнодушные граждане называют его абсурдным. Возможно, здесь сработало бессмертное высказывание В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Как же теперь покупать стройматериалы из дерева? На сайте нашей ассоциации экспертов рынка