Встречаются (очень редко) имена авторов школьных
повестей — Г. Медынского, А. Донченко, Немировой, а также отдельные рассказы, очерки, стихи на детские и школьные темы Е. Кононенко, А. Барто, С. Маршака и др.
Из классиков художественной литературы первое место занимает А. М. Горький, «Детство» и «В людях» которого читали 72 человека из 166. За А. М. Горьким следует Л. Толстой, затем идут—В. Короленко, А. Чехов, С. Аксаков, Н. Гарин, А. Н. Толстой, М. Твен, Ч. Диккенс, В. Гюго. Упоминаются и второстепенные писатели, а одна студентка пишет, что читала институтские повести Л. Чарской.
17 человек ответили, что не помнят, что они читали о детях и школе, двое совсем не ответили на вопрос, один студент заявил, что он ничего не читал по вопросу, поставленному в анкете.
Особенно сильное впечатление на многих произвела «Педагогическая поэма» А. Макаренко. Вот некоторые отзывы об этой книге:
«Педагогическая поэма» Макаренко произвела большое впечатление. Как прочел, появилась дума: «Хочу быть, как Макаренко».
Таково действенное значение этого замечательного произведения, которое вызывает у читателя немедленный отклик и искреннее стремление быть таким, как автор, талантливый организатор и руководитель колонии.
Другая студентка восхищена силой воли А. С. Макаренко, его пониманием психики ребенка. «Из художественной литературы, — пишет она, — читала «Педагогическую поэму» Макаренко, которая произвела на меня громадное впечатление. Я была восхищена силой воли этого человека, умевшего правильно понимать психику ребенка».
Краткий, но весьма характерный, ответ одного студента гласит: «Помню хорошо «Педагогическую поэму», которая является моей любимой книгой».
А вот довольно пространная оценка «Педагогической поэмы»: «Я читала «Педагогическую поэму» Макаренко. Книга мне очень понравилась. Особенно хорош заведующий колонией.
Его настойчивость, ущорство, хладнокровие очень ярко нарисованы. Макаренко пишет о себе. Когда я прочитала эту книгу, мне захотелось быть на месте Макаренко и даже на месте одного из его воспитанников. Мне очень нравится в поэме то, что даже эти мальчики и девочки, которых испортила жизнь, становятся настоящими людьми и строителями социалистического общества. Особенно приятно читать последние строки, когда узнаешь, что один из воспитанников стал летчиком, другой инженером, врачом, кавалеристом и т. д.».
«Секрет» такого сильного влияния на молодежь «Педагогической поэмы» заключается в том, что А. С. Макаренко не только талантливо и с блеском описал рост, развитие, расцвет и торжество коллектива, но он так же талантливо создавал в напряженной творческой жизни этот описанный им коллектив.
Он не только создатель замечательного произведения, но и создатель замечательной трудовой колонии имени А. М. Горького, коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, которые и стали предметом его художественного описания. «Педагогическая поэма» — произведение социалистического реализма с элементами революционной романтики огромной действенной силы, организующей, направляющей и поучающем читателя, который воочию убеждается в несокрушимой истинности и силе идей марксизма-ленинизма, в превосходстве над буржуазным государством советского государственного строя, открывающего необъятные просторы для творческого преобразования жизни новаторам типа А. С. Макаренко.
Вот почему студентке захотелось быть на месте А. С. Макаренко и даже на месте одного из его воспитанников,другими словами, читателю захотелось немедленно включиться в творческую работу по переделке жизни, по- созданию людей нового морального облика.
Это высокая заслуга произведения, которое так властно зовет читателя на борьбу и на подвиг, что читатель готов немедленно стать на место героев произведения. И неспроста почти все читавшие «Педагогическую поэму» в один голос заявляют, чго она повлияла на выбор профессии педагога. И мы вправе надеяться, что студенты, с таким увлечением и любовью чнтающие и перечитывающие произведения А. С. Макаренко и под влиянием их избравшие профессию, будут хорошими советскими педагогами.
Интерес к произведениям А. С. Макаренко и глубокому изучению его педагогических взглядов в институте поддерживается всей системой учебной и внеучебной работы.
На втором курсе при изучении вопросов дисциплины, методов создания дружного и творческого коллектива учащихся и других разделов теоретического курса педагогики
обязательно привлекается и приглашается в качестве умудренного опытом советчика и консультанта А. С. Макаренко.
Доклады о нем на расширенных заседаниях педагогического кружка привлекают огромное количество слушателей.