Найти тему

Ингредиенты «умного города»: время внедрять

Проект «Умный город», запущенный Минстроем России в прошедшем году, вошел в состав национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». В проекте участвуют все города с численностью населения свыше ста тысяч, а в числе первопроходцев — города-пилоты. Их уже больше 60, причем в числе пионеров не только мегаполисы. Им в ближайшее время предстоит всерьез заняться внедрением технологий и решений, которые улучшат качество жизни рядового горожанина. И основной вызов тут — создать в результате слаженную систему.

Решения, применяемые в городах по проекту «Умный город», должны приносить эффект, который могли бы ощутить как самые обычные, рядовые его жители, так и органы власти. Основная задача — высокая система управления на основе данных и радикальное улучшение качества жизни горожан. Это касается и комфорта, и вовлеченности жителей в решение вопросов городского развития, и формирования городской среды, и решения транспортных проблем, и — это, наверное, главное — безопасности. Экономический базис реализации также в общих чертах определен — то, что проект «Умный город» вошел в нацпроект «Жилье и городская среда» и нацпрограмму «Цифровая экономика», предполагает финансирование ряда мероприятий по цифровизации городского хозяйства. Безусловно, и самим регионам, и городам стоит критически оценить бюджет и выделить средства на проекты, которые в будущем принесут еще большую экономическую эффективность. Как, например, сделали в Калуге — провели мероприятия по диспетчеризации и автоматизации объектов водоснабжения, что позволило снизить расходы на эксплуатацию, сократить уровень утечек и незаконных подключений и, что особенно важно для «умного города», получить сведения достоверного водного баланса водоканала.

-2

Как поднять городской IQ

Для формирования технологического базиса проекта Минстрой России совместно с компанией «Ростелеком» разработал и открыл специализированный интернет-портал — «Банк решений умного города» (russiasmartcity.ru), который призван помочь муниципалитетам определиться с тем, какие решения им подойдут лучше всего, узнать о результатах уже имеющихся внедрений, а благодаря находящимся в базе контактам — поговорить с ключевыми лицами о разных аспектах реализации того или иного проекта. На момент подготовки этого материала в базе уже 327 проектов, которые были реализованы в 499 городах. Есть из чего выбрать, тем более что и вне банка решений есть проекты, заслуживающие тиражирования. Кроме того, база находится в процессе формирования — количество представленных проектов растет.

«Темпы наполнения банка решений мы оцениваем как хорошие, — говорит Максим Егоров, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. — Было бы неправильно, наверное, ожидать какого-то стабильного огромного потока решений и тем более мерить эффективность портала количеством таких решений. В некоторых сферах, таких как, например, ЖКХ, решений больше, так как этот сектор развивается уже далеко не первый год и касается по сути каждого жителя любого города. А вот цифровых двойников города по сути еще нет, потому и решений, которые его формируют, не так много. То же самое касается и сферы обращения с отходами — заработало новое законодательство, в отрасль приходит бизнес, соответственно, появляются решения, которые способствуют развитию этой отрасли.

Здесь есть и другой аспект — в тех городах, где работа по цифровизации ведется давно, как правило, уже внедрено много решений, но есть проблема их синхронизации друг с другом, объединения в общую архитектуру данных. Нередко при каждой стыковке какая-то часть данных теряется. Поэтому сейчас у наших городов есть возможность начать с главного — создания архитектуры «умного города» — и уже под нее подбирать решения. Эффект низкой базы дает возможность избежать эклектичности, необходимости последующей стыковки того, что откровенно плохо стыкуется.

Города и регионы должны стремиться к предиктивной системе управления городами, где решения принимаются на основании реальных и оперативных данных заранее, упреждая проблемные ситуации. Именно поэтому одна из задач «умного города» — в эффекте, а не в количестве внедренных решений».

Не локальные заплатки, а комплексный подход

Как мы говорили выше, отечественным разработчикам и производителям действительно есть что предложить «умному городу». Причем это не абстрактные идеи, а реальные внедрения, которые уже успели показать себя на практике и доказать эффективность.

В числе приоритетных направлений рабо­ты — системы, позволяющие вовлекать в решение насущных вопросов города его жителей. «Если говорить о решениях, вовлекающих горожан в решение вопросов городского развития, — говорит Максим Егоров, — можно выделить, например, «Добродел» (портал для жителей Московской области, позволяющий обращаться к органам исполнительной власти для решения конкретных проблем через Интернет, или приложение для смартфона, минуя «бумажные» этапы. — Прим. ред.). Таким образом город слышит население».

«В секторе дорожного строительства у нас в Московской области есть плановые работы, которые реализуются в обязательном порядке, а есть часть бюджета, отведенная на строительство и ремонт дорог по запросу населения. В «Доброделе» проводится голосование, и самые нужные дороги, по мнению жителей Подмосковья, вносятся в план. То же самое происходит с тротуарами», — сообщили в Мингосуправления Московской области.

Похожие вопросы призван решать и портал «Наш город», работающий в Москве, где также широко известен сервис «Активный гражданин», на котором выносятся на голосование разного рода насущные для горожан вопросы. Подобные сервисы работают и в некоторых других городах, например в Перми, Тюмени, Ярославле.

«Мы подготовили базовые требования для таких сервисов и выложили их в отрытый доступ в «Банк решений» для регионов. Там же размещена информация, в том числе по нормативному регулированию, по «Доброделу» и «Активному гражданину». То есть города могут брать их на вооружение», — добавил Максим Егоров.

Для сектора коммунального хозяйства также есть решения, касающиеся контроля и формирования той самой предиктивности, о которой говорят в Минстрое РФ. Так, Павел Теплов, директор по инновациям ООО «Меркатор Холдинг» (производитель спецтехники для содержания и ремонта дорог и территорий, сбора и транспортировки ТКО, а также разработчик системы сбора и анализа данных о работе техники), на Среднерусском экономическом форуме в Курске, в работе которого принимали участие и представители нашей редакции, рассказал: «Мы научили систему понимать регламенты (проведение тех или иных работ с участием коммунальной техники. — Прим. ред.), какими бы сложными они ни были. Система сопоставляет то, что делается, объективные данные, снятые с техники, с тем, что должно было там происходить. В режиме онлайн. На этой основе родилась достаточно обширная аналитика, возник «Монитор мэра», с помощью которого глава города одним взглядом может оценить ситуацию, понять, как живет город сейчас, есть ли какие-либо проблемные моменты. На этой же основе идет исправление тех самых регламентов. Например, где-то мы видим «недоезд» по какой-то территории, невыполнение технологических операций, и вдруг выясняется, что еще несколько лет назад там изменилась схема движения и улица стала односторонней.

Наше головное предприятие находится в Калуге, там мы сделали пилот, и сейчас подводим результаты практически годовой эксплуатации. Наблюдаем очень интересные эффекты на уровне управленческих решений, принятых на основе объективных данных, улучшение эффективности. Есть вопрос комплексного подхода — необходим более широкий взгляд на цифровизацию, нельзя обходиться лишь узкими заплатками».

Безопасность как ключевой фактор

Решения, обеспечивающие безопасность их населению, уже активно используются. Например, с 2014 года работает Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям; в построении технологической базы ситуационного центра этого учреждения участвовала группа «Борлас». Примененные решения позволяют по видеозаписям с камер наружного наблюдения пошагово отследить маршрут пропавшего ребенка, по информации, поступающей по телефону из любого уголка страны, скоординировать работу поисково-спасательных отрядов в конкретном регионе для мобильного выезда на место пропажи ребенка. К работе центра подключены волонтеры на автомобилях с видеокамерами, что позволяет получать видеосигнал в ходе проведения поисковой операции, отслеживается и местонахождение добровольцев.

Системы видеонаблюдения сегодня все чаще приобретают собственный IQ и уже могут распознавать лица. Такие технологии предлагают новые возможности в части обеспечения безопасности. «Система распознавания лиц — это еще один способ улучшить безопасность и комфорт за счет базового применения технологий, — рассказал Олег Горюнов, заместитель директора по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний «ЦРТ», выступая на СЭФ. — Основной сценарий — это безопасность, и основное количество наших внедрений касалось именно безопасных городов. Это порядка пяти городов, где мы внедряли наши решения, совместно с операторами — «Ростелекомом», «МегаФоном», и сейчас мы продолжаем развивать это направление».

По словам г-на Горюнова, системы распознавания лиц не только улучшают безопасность объектов, на которых работают, как и простые системы видеонаблюдения, но и могут сделать более комфортным и удобным пользование объектами, например транспортной инфраструктуры.

Другой аспект возможностей, которые предлагает система распознавания лиц, — безопасность для жильцов, например какого-то конкретного двора или дома. «Умная» камера может, к примеру, распознать лицо ребенка, которого выпустили погулять во двор, и ему не надо будет звонить в домофон, искать ключи и так далее.

Пролить свет и не разориться

Одна из наиболее продуктивных точек приложения технологий для города — управление освещением. От него ведь действительно многое зависит, в том числе и непосредственно безопасность жителей — как в части травматизма, так и в части криминальной активности. Между тем в энергодефицитных регионах нередки случаи, когда уличное освещение приходится ограничивать по времени. Другой важный аспект внедрений в этой области — они окупаются. «Внедрение решений по управлению уличным освещением способствует экономии денег, — говорит Егор Шутов, директор по развитию бизнеса ООО «АйТи Умный город». — Помимо непосредственной экономии электроэнергии, за счет оптимизации графика работы наружного освещения, пофазного отключения и диммирования заказчик получает полный контроль за работой наружного освещения и обслуживающих организаций, что значительно сокращает эксплуатационные затраты. Автоматизированное управление освещением является первым этапом в построении единой инфраструктуры «умного города», что значительно упрощает дальнейшую установку «умных» решений.

При применении индивидуального управления светильниками нет необходимости отключать днем всю линию целиком, так как можно просто полностью задиммировать светильники, оставляя при этом опоры под напряжением и питая устройства, установленные на них, — камеры видеоаналитики, метеостанции, датчики состояния дорожного полотна и другие.

Главные трудности, с которыми мы сталкиваемся в ходе планирования и реализации проектов внедрения «умных» систем в российских городах, — это отсутствие инфраструктуры для внедрения «умных» технологий и отсутствие бюджета на модернизацию. Обе эти проблемы решаются в рамках энергосервисных контрактов. Затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует потребность в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Необходимые инвестиции, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.

Одним из последних реализованных нами контрактов был проект автоматизации наружного освещения в городе Азове, реализованный в 2018-2019 гг. В данном проекте инвестором выступило ПАО «Ростелеком». В городе было установлено более 3 тыс. светильников и 61 шкаф управления наружным освещением Unilight. Каждый шкаф управления был индивидуально подобран под параметры линий. Была налажена система мониторинга основных показателей электросети, что позволило отслеживать ненормальные и аварийные режимы работы сети, а также возможные несанкционированные подключения сторонних нагрузок.

Замена светильников на светодиодные, замена фотореле на автоматизированную систему управления наружным освещением и оптимизация графика горения — все это обеспечило городу до 80% экономии. Инвестор планирует окупить оборудование в течение первой половины срока энергосервисного контракта, а во вторую половину — получать прибыль. На данном этапе проект полностью вписывается в график экономии».

Как профинансировать городской IQ

Конечно, одним лишь финансированием из федерального бюджета «умный город» не построить. Кроме того, смысл внедрения «умных» технологий в том числе и в их экономической эффективности, и тут уповать лишь на государство нельзя. Экономия в рамках энергосервисного контракта, о которой мы рассказали выше, — хороший пример работающего механизма финансирования внедрений. Но не единственный, конечно.

Существуют разнообразные форматы государственно-частного партнерства, которые успешно используются в разных сферах. Кроме того, есть различные фонды, в которых можно получить грант на реализацию «умных» проектов, в том числе фонд развития интернет-инициатив. Такие инициативы по поддержке проектов цифровизации также запущены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — это ряд конкурсов в рамках нацпроекта «Информационная инфраструктура», предусматривающих грантовую поддержку внедрений систем-победителей. Также работают региональные фонды развития, которые могут быть направлены на цифровизацию.

«При реализации проекта по диспетчеризации и автоматизации теплосетей в Сочи мы начали всего с восьми котельных. Экономию, которую дало внедрение, направили еще на пять котельных, экономию с этих уже тринадцати — на другие котельные. Таким образом, при небольших разовых затратах можно запустить внушительные преобразования в цифровизации городского хозяйства», — делится опытом Андрей Походня, член совета директоров Московского завода тепловой автоматики.

«Все решения должны быть экономически эффективны, — говорит Алексей Паламарчук, заместитель директора по работе с государственным сектором АО «ЭР-Телеком Холдинг», выступая на СЭФ. — Большинство этих решений — инвестиционные. Инвестор вкладывает средства в развитие территории и за счет экономии средств от внедрения этих сервисов получает возвратность своих инвестиций. Город, государство экономят средства за счет того, что платят меньше, прежде всего за ресурсы».

Важный момент: далеко не всегда внедрение «умного» решения требует каких-то огромных финансовых вложений. Например, решения часто используют уже имеющуюся в городах инфраструктуру передачи данных — как проводную, так и беспроводную, и на этой базе можно сделать многое, не прибегая к масштабным инвестициям. Иногда «умное» решение — это просто несложная оптимизация, практически не требующая вложений, обеспечивающая заметный эффект.