В этом возрасте очень сложно удержать внимание ребенка на чем-то одном в течение длительного периода времени. И физическая активность, и интерес детей к чему-либо напрямую зависят от сиюминутных чувств и желаний. Эмоциональные проявления очень сильны, они выражаются плачем, криком, хлопаньем в ладоши, визгом, прыжками, агрессивными жестами.
Развитые дети начинают понимать комическое, у них появляется чувство юмора. Притворитесь, что хотите надеть ботиночки ребенка или примерить его шапочку, ребенок обязательно развеселится!
Двигательная активность и взаимодействие с окружающим миром.
При ходьбе и беге малыш ставит ноги гораздо ближе друг к другу, предметы берет одной рукой, он лучше удерживает равновесие, передвигается более ровно и плавно.
Речевое развитие.
В этом возрасте ребенок уже хорошо знает и может назвать свое имя, пол и возраст. Он умеет составлять предложения из пяти-восьми слов и пользоваться множественным числом существительных и глаголов. Словарный запас насчитывает 250-600 слов, у некоторых детей он достигает даже 700-900 слов.
Когда вы читаете ребенку сказки, он может их понять, соотнести с картинкой и запомнить сюжет. Очень хорошо, если он сам задает вопросы о значении непонятных слов. Проверьте, выполняет ли ваш сын или дочка задания такого типа: «Положи кубик под стакан», «Открой коробку и достань мячик». В этом возрасте малыш уже должен понимать подобные команды.
С трехлетним ребенком можно поиграть в футбол. Эта игра богата движениями и не требует каких-то особых физических данных. Если вы играете дома, то используйте маленький мячик и соорудите небольшие ворота. Научите малыша бить по мячу с места, с разбега, вести мяч ногой. Предоставьте ребенку возможность то атаковать, то защищать ворота. Постепенно объясняйте ему все правила игры: вводите понятия штрафного удара, обучайте ударам пяткой и головой, различным пасам. Чтобы развить меткость, учите малыша попадать мячом в цель - в маленькие пустые воротца или в пластиковую бутылку.
Домашний футбол - это отличная разрядка и для детей и для родителей. Даже если у вас растут только девочки, различные упражнения с мячом, позаимствованные из футбольного арсенала, будут очень полезны для совершенствования их координации.
Пятый год жизни (от четырех до пяти лет)
В период от четырех до десяти лет для определения прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Х = 100 см + 6 (n - 4), где n - число лет‚ 6 средняя ежегодная прибавка длины тела.
Двигательная активность и взаимодействие с окружающим миром.
Четырехлетки демонстрируют большую, чем дети по-младше, силу и координацию движений.Они выносливы и могут подолгу бегать, меняя ритм бега. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, если на одежде нет сложных застежек. Поощряйте его желание обслуживать себя за едой. Покажите малышу, как пользоваться различными столовыми приборами, салфетками, научите его аккуратно накладывать в свою тарелку салат, наливать сок.
Детям нравится рисовать карандашами и красками. Они не только строят разные конструкции из кубиков, но и изучают (а иногда и разбирают!) сложные игрушки и разные предметы. Не ругайте детей за сломанные вещи - ими руководит познавательный интерес. Лучше спрячьте ценные вещи подальше.
Неслучайно дошкольников этого возраста называют «почемучками». Им нужно докопаться до сути вещей и это не шуточная работа. Малыш может даже отказываться от еды, пока не узнает, из чего сделан суп, где росла картошка, кто собирал морковку и как молоко «запихивают» в полиэтиленовые пакеты. Старайтесь отвечать на любые вопросы ребенка о мироустройстве. И не обманывайте его -дети очень чутки ко лжи.
Речевое развитие.
В процессе игровых упражнений совершенствуется голосовой аппарат. Ребенок должен научиться правильно, произносить шипящие звуки «ш», «ж»‚ «ч», «ш» и звук «ц»‚ а также избегать смягченного произношения твердых согласных.
Для развития речевого дыхания полезно тренировать продолжительный плавный выдох через рот. Потом пусть ребенок произносит одно и то же слово или сочетание звуков с различной громкостью. Покажите ему, как можно варьировать силу голоса при чтении стихотворений, считалок, потешек.
В словарном запасе ребенка, который насчитывает уже 1500-2000 слов, появляются слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Исчезает смягченное произношение согласных.
И напоследок, несколько занимательных цитат великих о детях:
Легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей. Уинстон Черчилль
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо
Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом. Дон-Аминадо
Физическое рождение ребенка еще не рождение человека. С. В. Образцов
Баловство и избалованность ребенка - антагонистические понятия. Первое - возрастная норма, второе синдром вседозволенности. И. Шевелев
Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают. О. Уайльд