Внедрение облачных решений как способ адаптации компании к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и окружающей среды - к повседневной работе компании, вероятно, влияет на централизацию и формализацию IT-отдела, но возникает вопрос, влияет ли это также на всю структуру компании - особенно на ее централизацию и формализацию.
Целью исследования является проверка влияния внедрения облачных технологических решений в компаниях-производителях на централизацию и формализацию организационной структуры компаний. В качестве метода исследования использовался опрос (CATI). Исследование проводилось на выборке 400 польских производственных предприятий. Целевая выборка состояла из микро-, малых, средних и крупных компаний, которые используют облачные технологии либо для связи, либо для основных процессов.
Внедрение облачных вычислений в производственные компании не повлияло на централизацию 79,5% исследуемых компаний, централизация возросла в 10,5% компаний и снизилась в 10% из них. Более того, внедрение облака в производственные компании не повлияло на формализацию 69,5% исследуемых компаний, формализация выросла в 20,5% компаний и снизилась в 10% из них. Точные данные были включены в исследование.
Организациям постоянно приходится адаптироваться к окружающей среде. Одним из возможных инструментов, позволяющих идти в ногу с широко определенной бизнес-средой (заинтересованными сторонами), является использование новой технологии - облачных вычислений. Абсорбция облачных решений может подтвердить их важность - 60% малых и средних предприятий приобрели хотя бы один облачный сервис, 30% - пять и более облачных сервисов. Более 90% глобальных предприятий сообщают об использовании облачных вычислений в некоторых сферах своей деятельности. Согласно исследованию, проведенному фирмой IDC на почти 600 производственных предприятиях из 17 стран мира, производители ожидают увеличить долю облачных услуг в своих годовых ИТ бюджетах на 27% с 2015 по 2017 год.
Более широкий подход представляется адекватным с точки зрения цели и сферы применения этой статьи. Компании, в которых IT-деятельность является ядром бизнеса, конечно же, знакомы с облачными решениями. Уровень знакомства и освоения облачных решений неизвестен в случае филиалов производственных компаний.
Они представляют интерес в качестве исследовательской выборки, поскольку считается, что компании-производители концентрируются в основном на модернизации своей продукции, чтобы соответствовать требованиям клиентов, что является их основной заботой; другие цели использования технологий выходят на дальнейшие позиции в списке приоритетов. Тем не менее, облака предлагают широкий спектр применений и для производственных компаний. Облака, таким образом, могут использоваться для связи с клиентом (например, для получения заказов, отправки заказов на сырье и т.д.), а также для сбора, анализа и хранения данных о клиенте, данных о сотрудниках, розничных и маркетинговых данных, контактов, счетов, прямых дебетов, данных финансовых организаций, данных о разработке программного обеспечения или интеллектуальной собственности.
Первая цель в исследовании названа "только электронная почта". Когда этот список возможных применений расширяется, его называют "больше, чем просто письма". Если внедрение облачных вычислений в компанию - это изменение, подобное базовому изменению компьютерной программы, касается изменения инструмента - прогноз кажется верным, что внутренняя структура компании не изменится. Такие изменения требуют, конечно, определенной корректировки, возможно, различных компетенций сотрудников, которая может быть достигнута за счет дополнительного обучения или изменения количества аппаратных подразделений, но в целом это не окажет влияния на организационную структуру организаций. Переход от традиционных вычислений к облачным вычислениям в производственных компаниях, вероятно, повлечет за собой некоторые изменения внутри организационной структуры.
Изменение структуры. Параметры централизации и формализации
Что касается методов работы, организации склонны переходить к внедрению облачных решений в бизнесе в виде почтовых ящиков, простого хранения данных в облаке, а также в более широком спектре возможностей, основанных на ключевых процессах организации. Существует большое разнообразие возможных форм организации. Независимо от сектора (производство, торговля или услуги), тип организационного дизайна измеряется некоторыми параметрами, которые делятся на структурные и контекстуальные типы.
Поскольку контекстуальные аспекты могут вводить в заблуждение, поскольку они представляют как организацию, так и окружающую среду, поэтому была принята во внимание внутренняя часть, а именно - размер и технология. Структурные параметры включают централизацию, формализацию, иерархию полномочий, соотношение персонала, профессионализм и специализацию. Поскольку централизация относится к иерархическому уровню полномочий, позволяющему принимать решения, она измеряется числом решений (и возможных решений), которые должны быть приняты на каждом из организационных уровней. Решения могут касаться простых или сложных вопросов, таких как закупка оборудования, постановка целей, выбор поставщиков, установление цен, наем сотрудников и определение территорий сбыта.
Формализация измеряется объемом письменной документации в организации, то есть рядом процедур, должностных инструкций, положений, письменных правил, директивных документов, а также просто подсчетом количества страниц внутренней документации в организации.
Размеры централизации и формализации были выбраны для целей данной статьи ввиду ее ограниченного размера.
Влияние облаков на структуру и дизайн. Результаты исследования
В большинстве компаний централизация и формализация не изменились - 79% и 69% соответственно не изменили эти параметры. Снижение централизации, а также формализации произошло в 10% компаний. Рост централизации произошел в 11% компаний, в то время как в формализации рост произошел в 21% из них.
Статистические значения были рассчитаны программой SPSS. К сожалению, значения результатов статистически незначимы, зависимость измеряется методом чи-квадратиков, а сила измеряется методом V-Cramér's. Что касается назначения облачного решения, то все больше компаний, использующих облака не только для электронной почты, но и для других целей, столкнулись с ростом централизации - на 6,00% по сравнению с теми, которые используют облака только для электронной почты - 4,50% в исследуемой выборке. Централизация уменьшилась больше в компаниях, использующих "облака" только для электронной почты - на 6,00%, чем в компаниях, использующих "облака" для более широкого спектра целей - на 4,00%. Более того, меньше компаний, использующих "облака" для электронной почты, не находят изменений - 34,75%, чем компании, использующие "облака" в самых разных целях - 44,75%.
Сфера деятельности компаний оказывает влияние на снижение централизации не более чем в организациях национального масштаба - 6,00% всех исследованных компаний и не оказывает влияния на региональные компании - 0,00%. Рост централизации затрагивает большинство компаний местного масштаба - 3,00% и меньше всего затрагивает международные компании - 0,75% всех исследованных компаний.
Наибольшее влияние на компании микроразмеров оказало снижение централизации - до 3,00%, в меньшей степени на средние компании, что составляет 1,75% от общего числа исследованных компаний. Централизация увеличивается, как правило, в крупных компаниях - 5,75% всех исследованных компаний и не менее 1,00% в средних компаниях.
Результаты исследований, касающихся аспекта формализации, представлены ниже. Формализация больше изменилась в компаниях, которые внедрили облака для более широких целей, чем просто электронная почта. Формализация уменьшается в меньшей степени в компаниях, использующих "облака" только для электронной почты - 3,25%, по сравнению с компаниями, которые используют "облака" для более широкого круга целей - 6,75%. Формализация увеличивается почти поровну в компаниях, использующих облака для электронной почты - 10,00%, и в компаниях, использующих облака для более широкого спектра целей - 10,50%.
Это одновременно означает, что 40,50% компаний после внедрения облачных вычислений претерпели изменения в организационной структуре (параметры централизации и формализации). Это может привести к выводу, что внедрение облачных вычислений - это не просто переход на более современные инструменты, помогающие вести совместную деятельность организаций. Если изменения в инструментах влияют на организационную структуру, то они должны привнести некоторые изменения в управление организацией. Это изменение требует дальнейших исследований - это направление дальнейших, более глубоких исследований по данному предмету.