Найти в Дзене
частные суждения

Так ли проста «Кавказская пленница»?

Все мы помним эту классическую советскую комедию Гайдая. Но кто задумывался о том, что кроме истории забавных похождений простофили Шурика в этом фильме есть и другие смыслы? Попытаемся приоткрыть завесу над ними.

Пророка Валаама его ослица везла в нужном направлении. Осёл Шурика ведёт себя так же.
Пророка Валаама его ослица везла в нужном направлении. Осёл Шурика ведёт себя так же.

Начнём с имён, потому что именно в именах авторы герметических текстов скрывают намёки на суть происходящего. За всем происходящим в фильме стоит товарищ Саахов. Как тут не вспомнить известные слова из Корана: «Они хитрили, и Аллах хитрил, но Аллах — лучший из хитрецов». То есть в виде товарища Саахова изображён Всевышний, тайно управляющий судьбами людей. Почему же он показан злодеем? Гайдай придерживается гностической доктрины и считает, что творец нашей реальности злой? Не обязательно. Злодеем Саахова считает Шурик и вслед за ним зритель. Но ведь если бы не Саахов, Шурик не только не обрёл бы благосклонность красавицы Нины, но и, учитывая цель его приезда на Кавказ (сбор местного фольклора, включая тосты), скорее всего элементарно спился бы. Кто его вовремя отправил в лечебницу, причём именно специализирующуюся на лечении алкоголизма? Именно Саахов.

«Алкоголики — наш профиль».
«Алкоголики — наш профиль».

Впрочем, с Ниночкой тоже не всё ясно. Понятно, что девица, имевшая родню на Кавказе, не могла не знать о местных обычаях, в том числе и потенциально опасных лично для неё. Судя по поведению её дяди, он только и ждал подходящего покупателя для своей племянницы. То есть Нина, сознательно или неосознанно, желала быть похищенной. Если бы похититель её устроил, она бы разумеется стала его женой. Совершенно не думая о том, что смазливая внешность и учтивость во время ухаживания отнюдь не гарантируют дальнейшее семейное счастье. Саахов спас её от участи быть похищенной каким-нибудь более симпатичным джигитом, выйти за него замуж и быть зарезанной горячим кавказским мужем в приступе ревности. Поводов для чего она бы давала в изобилии, судя по её поведению в фильме.

Сцена в суде.
Сцена в суде.

Причём то, что Саахов не простой человек (а то и вовсе не человек), в фильме говорится открытым текстом. Во время сцены в суде, где его просят присесть, он отказывается. «Балбес» (то есть шут, которому дозволено всегда говорить правду) уточняет, что Саахов не может сесть. Совершенно верно, и усадить его тоже нельзя. «Кто его посадит, он же памятник!» Саахов — не человек. При этом он прекрасно устроен не просто в человеческом, а в кавказском (патриархальном и общинном) социуме и представляет собой власть. Что характерно, в критической для него ситуации он обращается не к спрятанному под подушкой оружию, не пытается звать на помощь каких-нибудь абреков, а напоминает ночным гостям о «советском законе». Это тоже говорящая деталь.

Джабраил и Саахов.
Джабраил и Саахов.

Саахову помогает дядя Нины по имени Джабраил. То есть Гавриил. Это ещё одна деталь, указывающая на то, кем является Саахов на самом деле. Но постойте, откуда у ангела племянница? Всё просто, в Ветхом завете есть прямое упоминание о детях, которые рождались у земных женщин от ангелов. Кто же брат Гавриила, от которого родила Нину её мать? Уж не Падший ли? Вполне возможно, учитывая что Нину обслуживает троица явных... гм... не совсем ангелов. Или может быть, ангелов бывших. Имена которых скрыты за псевдонимами «Трус», «Балбес» и «Бывалый». Причём к Нине они относятся со всем почтением и даже «транспортируют» её в спальном мешке очень аккуратно. Ещё бы, учитывая её родню. Но ведь они при этом служат Гавриилу? Да, служат, но сами явно из другого ведомства и лично ему не подчинены. Лишь направлены в его распоряжение, это в фильме хорошо показано.

Они не могут причинить вред Ниночке, им остаётся только жертвовать собой, чтобы её остановить.
Они не могут причинить вред Ниночке, им остаётся только жертвовать собой, чтобы её остановить.

Кстати, когда Нину, активно сопротивляющуюся, дотащили до мотоцикла и в этот момент им встретился милиционер, которого Нина должна была прекрасно слышать, ей достаточно было подать голос, чтобы разоблачить похитителей. Однако она этого не сделала, потому что на тот момент ещё не решила, как к этому похищению (и его заказчику) относиться. В этой же сцене есть чёткая маркировка троицы как нелюдей — повёрнутое на спину лицо «Труса». Остальные двое такому казусу ничуть не удивились и тут же провернули голову своего приятеля обратно. Бесы же, им такое привычно, судя по фольклору.

Водитель Эдик.
Водитель Эдик.

В фильме есть ещё один яркий и активный персонаж, всегда появляющийся в нужный момент и всеми способами помогающий Шурику. Это водитель Эдик. Кто же он? Увы, по его имени можно узнать лишь, что он тоже служит Господу, а вот является ли он ангелом, бывшим человеком или чем-то ещё, узнать не получится. Смотрим в Википедию: «Эдуард — мужское имя, отходящая форма имени Edward, от англосаксонского Ēadweard — «страж богатства, достатка, счастья» (ead означает «счастливый, процветающий», а weard переводится как «страж»)». То есть Эдик работает стражем счастья и процветания, в данном случае личного счастья Шурика.

-7

Горы сами по себе являются местом встречи сакрального с профанным, не зря же пророки общались с Господом именно в горах или на иных возвышенностях. Неудивительно, что странствующий герой встретил своё инициатическое приключение с участием высших сил именно в горной местности. Сам он не понимает сути происходящего с ним, не знает даже пределов своих сил и возможностей своей души, что видно по его реплике: «часовню тоже я развалил?» Однако это не мешает его спасению, показанному как череда весёлых приключений. В этом смысле «Кавказская пленница» является своего рода антитезой «Мастера и Маргариты».