Корпоративная социальная ответственность (КСО) и институциональная теория стали широко распространенной темой в деловой литературе. Исследования и практика в этой области базируются на фундаментальном парадоксе между либеральным понятием добровольного участия и противоположным следствием социально обязывающей ответственности. Институциональная теория представляется перспективным направлением для изучения:
- как по-разному выстраиваются границы между бизнесом и обществом,
- улучшение понимания эффективности КСО в более широком институциональном поле экономического управления.
Справедливо сказать, что литература по КСО, большая часть которой публикуется в журналах по менеджменту или бизнес-аналитике, в целом игнорирует социальные аспекты. В большинстве литературных источников "социальный" элемент рассматривается как "черный ящик", как набор внешних требований, которые трансформируются в функциональное, инструментальное и экономическое обоснование социализации компаний. В этом ключе в большинстве эмпирических исследований изучается связь между КСО и ее влиянием на финансовые показатели фирмы. Корпоративная социализация часто воспринимается как добровольное поведение компаний. Хотя такой подход считается вольно ограниченным к пониманию социальной ответственности бизнеса.
1. Первую оговорку можно связать с довольно ограниченной ценностью бизнес-ориентированного подхода к исследованиям в области КСО.
Аргумент о том, что бизнес воспринимает КСО так же, как и многие другие способы повышения эффективности деятельности фирмы, представляется явно неуместным, чтобы объяснить, почему бизнес вовлечен или не в достижение желаемых социальных результатов.
2. Вторым аспектом считается наступление глобализации и ее влияние на бизнес-исследование.
Если корпоративная социальная ответственность - это еще один способ увеличения прибыли, то возникает вопрос, почему формы КСО так сильно различаются между регионами и странами мира. Кроме того, почему идея КСО, в основном североамериканская или, в лучшем случае, англосаксонская, только относительно недавно распространилась на другие сегменты мировой экономики. Нельзя объяснить это набором аргументов в пользу эффективности и максимизации прибыли, поскольку многие весьма успешные компании в Японии и Западной Европе продолжают процветать без серьезного внимания корпоративной социальной ответственности и связанным с ней концепциям.
3. Третий аспект связан с растущим вниманием к роли частных корпораций в государственной сфере за последние два десятилетия.
Интерес к КСО был вызван вопросами о влиянии корпораций на:
- корпоративную социальную ответственность коренных народов,
- институциональную теорию и условия труда в развивающихся странах,
- окружающую среду и политические кампании в развитых демократических странах.
Эти вопросы продемонстрировали, что частная фирма - нечто гораздо большее, чем просто коммерческий субъект общества. Корпорации - это не просто пассивные игроки в глобальной экономике, социальные последствия которых обусловлены простой логикой максимизации прибыли. Корпорация всегда была политическим образованием - государство предоставило корпорации право на получение выгоды в виде ограниченной ответственности с целью содействия накоплению капитала. Ранние корпорации получили ответственность первоначально для преследования государственных интересов, но постепенно распространились по всей экономике. Такое расширение сферы ответственности создало фундаментальный вопрос корпоративного управления.
Корпоративная власть и ответственность - это вопросы, представляющие общественный интерес. Корпорации оказывают решающее влияние на показатели занятости, потребления, качества окружающей среды, социального неравенства и на целый ряд других вопросов. Влияние корпораций проникает в саму ткань современного культурного понимания и практики, что подтверждается дебатами вокруг "Макдональдизации", "Старбакизации" и "Диснейзации" в сфере потребления.
Эра финансового кризиса после 2008 года преподнесла важный урок: ограниченная ответственность частной корпорации вновь превратилась в коллективную ответственность общества.
Попытка расширить кругозор для понимания делового поведения, не ограничивается исследованием КСО. В управленческой литературе в целом еще только предстоит серьезно рассмотреть такое широкое понимание взаимосвязи между бизнесом и его средой.
С 1960-х годов теоретики организации большую часть своего времени посвятили разработке теорий о том, как среда влияет на организации и на то, как организации влияют друг на друга. Пришло время для теоретиков организационной теории уделить гораздо больше внимания тому, как организации меняют и даже создают свою среду, особенно институциональные секторы, которые находятся за пределами экономики и которым уделяется мало внимания. Поэтому растущий интерес к институциональной теории среди исследователей КСО совпал с ростом влияния институциональной теории на исследования в области менеджмента в целом. В частности, исследования международного бизнеса показали резкий рост адаптации институциональной теории для понимания того, как транснациональные корпорации управляют своей деятельностью во всем мире.